Ребёнок-король: положение ребенка в современной семье
Ребёнок-король: положение ребенка в современной семье
Ребёнок-король, ребёнок – «глава семьи»… Не слишком ли значимое место занимает ребёнок в современном обществе? Для социолога Франсуа де Сенгли, процесс автономизации ребёнка неразделим с развитием индивидуализма на Западе. За последние десятилетия статус ребёнка поменялся, что спровоцировало опасения и непонимание. Зачастую современного ребёнка видят в роли «короля» семейства, лишённого детства. Стало быть, необходимо восстанавливать родительский авторитет, иерархию в семье, чтобы самые старшие смирились со своим возрастом (и авторитетом), а самые младшие согласились быть маленькими?
На самом деле, необходимо более глубокое и детальное понимание изменения статуса ребёнка в семье и в обществе. Факт признания ребёнка как личности означает, что процесс развития индивидуализма в современном западном обществе затрагивает не только взрослых, но и детей. Социальная природа ребёнка характеризуется двойственностью: быть маленьким – это неоспоримо – но при этом быть человеком, достойным уважительного отношения.
Двойственная природа ребёнка
Ребёнок с рождения объективно зависит от своих родителей и нуждается в защите. Но эта характеристика не может быть исчерпывающей для современного ребёнка. С одной стороны, ребёнок слаб, ему нужна поддержка, с другой стороны – является личностью с такими же правами, как у всех. При этом граница между двумя сторонами расплывчата, зачастую сложно понять, когда именно он проявляет себя в роли ребёнка, когда – в качестве личности «как все остальные». Эту двойственность сложно воспринимать как детям, так и взрослым. Признание идентичности ребёнка, которая не сводится только к тому, чтобы «быть маленьким» означает, что с самого раннего возраста ребёнок должен учиться раскрывать свой внутренний потенциал, чтобы стать «собой».