Работа логопеда: какие дефекты речи можно исправить в начальной школе

Во время планового посещения поликлиники логопед рекомендовал вашему ребенку-дошкольнику специальные занятия. Благодаря им можно не только исправить ошибки в устной речи, но и поработать над устранением ошибок на письме.

Большинство людей считают, что логопед только исправляет дефекты дикции, делает речь человека внятной и понятной окружающим. Это верно, но только отчасти. Логопед может не только вернуть человеку грамотную, правильную речь, но и поможет начать лучше мыслить, и даже разовьет творческие способности, а также изменит психологическое состояние ребенка.

К сожалению, сейчас родители реже обращают внимание на неправильное произношение ребенка. Они считают, что все «само пройдет». Это серьезное заблуждение. В результате мы слышим картавую и шепелявую речь взрослых, родители которых в детстве не уделили этой проблеме должного внимания. Учителя-логопеды считают, что есть прямая связь между неправильным произношением и неграмотностью.

Какие бывают дефекты

Обычно, логопедические занятия посещают дети-дошкольники. В этом возрасте ребенок может не выговаривать один звук (что легко устранимо), а может «не звучать» половина алфавита. Именно здесь работа логопеда очень важна. С дошкольниками необходимо работать год, а то и более.

Продолжительность занятий и подбор упражнений для ребенка зависят от сложности дефекта:
– логопедический массаж (массаж органов артикуляции: язык, щеки);
– артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка, щек);
– постановка звуков (правильное изолированное произношение дефектных звуков);
– автоматизация звуков (введение звуков в самостоятельную речь).

Эффективность работы логопеда обусловлена профессионализмом специалиста и заинтересованностью родителей в конечном результате. Для достижения максимального эффекта необходима регулярная ИНДИВИДУАЛЬНАЯ работа с логопедом и ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ выполнение домашних заданий. Параллельно с коррекцией произношения учитель-логопед осуществляет формирование фонематического восприятия: учит различать на слух звуки, определять место звука в слове, порядок звуков в слове, и.т.д.

В настоящее время при приеме в 1-ый класс не проводится тестирование, но в специальных школах с углубленным изучением иностранных языков нарушение произношения (НЕСКОЛЬКИХ звуков) может препятствовать поступлению в школу. Нарушение же фонематического восприятия создает проблемы не только при обучении иностранному языку, но и русскому. Если ваш малыш поздно заговорил (фразовая речь появилась после 3 лет), обязательно обращайтесь за помощью к логопеду. Процесс формирования связной речи достаточно длительный и требует усилий со стороны педагога и ребенка, а так же помощи родителей. Чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с логопедом, тем лучше будут результаты.

Поделитесь своим опытом или задайте вопрос логопеду на нашем Форуме

ребенок пробует говорить.jpg

К сожалению, сейчас не в каждой школе есть учитель-логопед, но в каждой школе есть дети, которым нужна его помощь. В начальной школе логопеды занимаются с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения (дислалию), письма (дисграфию), чтения (дислексию). Например, дисграфия в настоящее время стала очень распространенным явлением. В школе это нарушение проявляется в специфических (дисграфических) ошибках на письме:

– пропуск букв, слогов, слов;
– замена букв: ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ш-щ (хичный – хищный,  процитал – прочитал, шука – щука др.);
– несогласованность существительного и прилагательного (красная платье – красное платье);
– аграмматизмы (пропуски членов предложения, неправильное употребление падежных окончаний и др.);
– перестановка букв и слогов в словах.

Многие родители и учителя начальной школы, столкнувшись с дисграфическими (специфическими) ошибками детей, считают их «глупыми», допущенными из-за невнимательности, нежелания успешно работать. Педагоги предлагают таким учащимся дополнительные письменные работы. Но, как правило, такие задания малоэффективны. Надо всего лишь обратиться к логопеду. Только он может определить причину таких нарушений письма и подобрать необходимые упражнения.

Вот некоторые примеры коррекционно-развивающих упражнений, которые учащиеся начальной школы выполняют с особым интересом и желанием:
– найти в словах одинаковый слог: самолёт, молоко, мороженное;
– составить слово из слогов расположенных не по порядку: воз, ро, па;
– придумать слово, которое начинается или заканчивается на определенный звук.

Систематические занятия должны продолжаться до тех пор, пока в работах не исчезнут «глупые» ошибки.

Поделитесь своим опытом или задайте вопрос логопеду на нашем Форуме

ребенок общается.jpg

1. Занятия, проводимые логопедами, способствуют:
– развитию всех компонентов речи;
– развитию познавательных процессов;
– формированию творческих способностей;
– регуляции мелкой моторики;
– повышению успеваемости и желанию учиться.

2. Нарушение произношения может быть заложено генетически: родители в детстве не выговаривали отдельные звуки.

3. Причиной неправильного произношения могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, неправильный прикус.

4. Помните, что к полутора годам ребенок должен говорить простыми фразами.

5. Избавляться от дефектов произношения нужно обязательно.

6. Исправление дефектов произношения осуществляется только в индивидуальной форме.

7. Обязательным условием получения положительного результата в коррекции произношения – выполнение домашних заданий.

8. За 2-3 занятия решить логопедические проблемы невозможно, это длительный процесс.

9. При выявлении «глупых» ошибок в письменных работах ученикам начальной школы необходимо обратиться к логопеду. Нарушение письма ведет к неграмотности.

10. Прежде, чем обучать дошкольника иностранному языку, надо справиться со звуками родного языка. Только после этого стоит браться за освоение «чужой» речи.

Поделитесь опытом или задайте вопрос логопеду на нашем Форуме

Семейный гороскоп