Звук [р]: когда идти к логопеду
Звук [р]: когда идти к логопеду
На приёме в поликлинике нужно правильно оценить состояние речи ребёнка за короткий промежуток времени, поэтому большое внимание уделяется беседе с мамой малыша. Во время этой беседы я интересуюсь, есть ли жалобы по поводу речи. Часто оказывается, что родители хорошо говорящих детей 3–4 лет озабочены неправильным произношением звуков [р], [л] и их мягких пар при отсутствии других проблем с речью. В таком случае я им рассказываю о нормальном времени появления звуков в речи ребёнка, т.е. о развитии звукопроизношения.
Как же формируется звуковая сторона речи ребёнка? Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.В. Филичевой, «усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука».
Это означает, что звуки речи появляются у ребёнка в определенном порядке, при этом сначала ребенок овладевает не теми звуками, которые чаще слышит от взрослых, а теми, которые ему легче произносить.
Легче всего детьми усваиваются звуки:
– появляющиеся на базе имеющихся у ребёнка безусловных рефлексов (сосательный рефлекс влияет на формирование губных звуков, таких, как [м], [п]/[б], [м']/[д'], [н']; глотательный – заднеязычных звуков [к], [г], [х].
– связанные со стабильным «задним» положением корня языка, которое формируется ввиду преимущественного лежания ребёнка на спине (заднеязычные звуки).
– формирующиеся благодаря большему размеру языка по отношению к ротовой полости в сравнении со взрослыми и физиологически более высоким тонусом артикуляционных мышц (мягкие пары звуков).