Опубликовано 02 августа 2013, 12:00

Звук [р]: когда идти к логопеду

Когда необходимо корректировать неправильное произношение звука [р], и с какими еще проблемами с произношением сталкиваются дети?
Звук [р]: когда идти к логопеду

Звук [р]: когда идти к логопеду

На приёме в поликлинике нужно правильно оценить состояние речи ребёнка за короткий промежуток времени, поэтому большое внимание уделяется беседе с мамой малыша. Во время этой беседы я интересуюсь, есть ли жалобы по поводу речи. Часто оказывается, что родители хорошо говорящих детей 3–4 лет озабочены неправильным произношением звуков [р], [л] и их мягких пар при отсутствии других проблем с речью. В таком случае я им рассказываю о нормальном времени появления звуков в речи ребёнка, т.е. о развитии звукопроизношения.

Как же формируется звуковая сторона речи ребёнка? Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.В. Филичевой, «усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука».

Это означает, что звуки речи появляются у ребёнка в определенном порядке, при этом сначала ребенок овладевает не теми звуками, которые чаще слышит от взрослых, а теми, которые ему легче произносить.

Легче всего детьми усваиваются звуки:

– появляющиеся на базе имеющихся у ребёнка безусловных рефлексов (сосательный рефлекс влияет на формирование губных звуков, таких, как [м], [п]/[б], [м']/[д'], [н']; глотательный – заднеязычных звуков [к], [г], [х].

– связанные со стабильным «задним» положением корня языка, которое формируется  ввиду преимущественного лежания ребёнка на спине (заднеязычные звуки).

– формирующиеся благодаря большему размеру языка по отношению к ротовой полости в сравнении со взрослыми и физиологически более высоким тонусом артикуляционных мышц (мягкие пары звуков).

1 из 2

ПредыдущаяИсследователи разделили все звуки речи на три группы по времени появления: