Принцип сэндвича: почему средним детям живется тяжелее других
© Depositphotos
Семейные модели и роли во многом определяют то, какими вырастут наши дети. Как говорят психологи, значение имеют и порядок рождения, и количество братьев и сестер, и разница в возрасте между детьми.
Говорят, что средним детям приходится тяжелее всех. Так ли это? Узнаем у Карины Рихтере @mamazonka.ru – психолога, эксперта по детско-родительским отношениям и теории привязанности и многодетной мамы.
Принцип сэндвича
В семьях с тремя детьми — особые модели и роли. Это уже не два ребенка, когда на каждого из детей приходится по одному родителю и нет острой необходимости в конкуренции за их внимание, и еще не четыре и более, когда мама и папа научились грамотно распределять свои ресурсы, чтобы их хватало каждому.
В семьях с тремя детьми складывается четкая иерархия.
• Старший ребенок. На первенца родители обычно возлагают больше всего надежд и стремлений. Ему часто приходится рано взрослеть и брать на себя больше ответственности.
Старший ребенок часто помогает маме с младшими братьями и сестрами, становится опорой и поддержкой родителей.
Они часто идут по стопам родителей и выбирают профессию, как у мамы или папы. На старших детей давит бремя ответственности и страх не оправдать ожидания родителей.
• Средний ребенок. Он с рождения делит внимание и любовь родителей. Вместе с тем после появления брата или сестры он не получает авторитета старшего ребенка и теряет привилегии младшего. Он становится буфером в отношениях между старшим и младшим ребенком. Но при этом не может найти своего места и роли.
• Младший ребенок. Он всеобщий баловень и любимец. Ему достается больше всего внимания родителей и других членов семьи. Вместе с тем младшему ребенку довольно рано приходится учиться жить в условиях конкуренции и находить подходы к каждому члену семьи.
Конкуренция внутри многодетной семьи особенно усиливается, если все три ребенка одного пола.
У разнополых детей могут образовываться коалиции – однополые дружат, а третий оказывается в некоторой изоляции. И особенно сильно эта изоляция бьет по ребенку, если он оказывается средним.
Синдром среднего ребенка
Обособленное положение среднего ребенка выделяют в одноименный синдром. В чем он выражается?
- Проблемы с самоидентификацией. Среднему ребенку сложно найти свое место. Он боится, что не такой хороший, умелый и знающий, как старший, и не так нуждается во внимании родителей, как малыш.
Очень часто интересы среднего ребенка отодвигаются на второй план. Он не получает соответствующие возрасту книги, фильмы и игры.
Ему приходится делить интересы старшего, до которых он еще не дорос, либо играть в то, что интересно младшему, но уже не подходит для него.
В таких условиях среднему ребенку довольно сложно понять, что он на самом деле хочет и что ему на самом деле интересно. То же самое касается и личных вещей: сначала они принадлежали старшему брату или сестре и в любой момент могут перейти во владение младшему.
- Проблемы с поведением. В поведении средних детей наблюдается две тенденции.
Они могут проявлять демонстративное непокорство: нарушать правила, вести себя не так, как положено по возрасту, например, отказываться самостоятельно одеваться или есть. В других случаях они, наоборот, стремятся стать «идеальными ребенком»: лучше всех помогать, хорошо учиться, со всем соглашаться и выполнять все правила родителей.
- Проблемы с обучением. Стремление во что бы то ни стало привлечь внимание родителей часто оборачивается проблемами с обучением. Ребенок отказывается учиться и усваивать новую информацию.
Если родители не обращают внимания на проблему, малыш может отставать в знаниях по сравнению со сверстниками.
- Психосоматические проблемы. С одной стороны, на их появление влияет конкуренция за родительское внимание. Ребенок быстро понимает, что во время болезни все внимание достается ему, и стремится «заболеть», чтобы снова стать маминым любимчиком.
С другой стороны, психосоматические проблемы появляются у детей, которые стремятся быть идеальными. Подавленные проблемы проявляются в виде тиков, страхов и энуреза.
При неумении родителей грамотно распределить свой ресурс и внимание между детьми проблемы среднего ребенка становятся хроническими.
Он как будто выпадает из семьи, стремится к автономии, уходит в себя и ищет помощи и поддержки вне семьи.
Что делать родителям, чтобы все трое детей в семье были счастливы
Осознать проблему — значит, на 30% решить ее. Никогда не поздно все исправить и изменить отношения внутри семьи.
На что же стоит обратить внимание в первую очередь?
- Восстанавливайте ресурс. Помните важное правило: сначала надеваем кислородную маску на себя, а потом на ребенка.
Мы не сможем решить ни одну проблему, если не выстроим сначала отношения с собой.
Разделите хлопоты по дому с мужем или бабушками. Постарайтесь находить время исключительно на себя. Пусть это будет чашка кофе с пирожным после того, как вы отвели старших детей в детский сад или школу, а с младшим сидит бабушка. Если есть помощники, постарайтесь направить их энергию в правильное русло: пусть лучше они помогут вам с приготовлением обеда или мытьем полов, а не сидят с детьми, пока вы заняты домашними делами.
Разрешите себе быть неидеальной. Ни один человек не сможет успеть все: и растить детей, и готовить сложные обеды из пяти блюд, и содержать дом с маленькими детьми в чистоте, и находить время на хобби и развитие.
- Проводите время с детьми качественно. Лучше меньше, но с каждым наедине, чем больше, но со всеми. Находите время, чтобы общаться только с одним ребенком: читать ему книги, играть в игры или погулять только вдвоем.
Заведите особенный ритуал для каждого ребенка.
Может быть, с одним вы будете раз в неделю ходить в его любимый парк, а с другим есть бублики на набережной. Пусть для каждого ребенка у вас будет что-то особенное.
- Чаще хвалите. Это работает со всеми детьми, а со средними особенно. Они часто не понимают, любят ли их родители, поэтому ваша искренняя похвала будет работать во благо ребенку.
Постарайтесь сделать его своим помощником, но не сваливайте на него свои обязанности.
Пусть у него будет что-то, что он может и хочет делать для всей семьи, например, помогать накрывать на стол или следить, чтобы все игрушки лежали на своем месте.
Не ругайте, если он по каким-то причинам не выполнил обязанности. Используйте «Я–сообщения» (Например, вместо «Ты опять не убрал игрушки?» скажите «Я бы была очень рада, если бы ты убрал игрушки»).
Отмечайте успехи и достижения среднего ребенка.
- Помогите среднему ребенку найти себя. Чаще говорите с ним про него же. Вместе найдите его сильные стороны и постарайтесь развить их.
Выделите ему кусочек личного пространства, которое ребенок сможет обустроить так, как ему нравится. Если нет возможности выделить отдельную комнату, пусть он обустроит спальное место или рабочий стол.
Не забывайте покупать ему личные вещи, пусть это будут милые безделушки или красивый альбом, но он должен быть целиком и полностью во владении ребенка.
Не заставляйте его делиться с братьями или сестрами. Давайте выбор: если ребенок захочет, он поделится сам.
Уважайте его выбор.
Средние дети — одни из самых благодарных и надежных. Самое важное — напитать их эмоциональным теплом и вашим вниманием.
Фото: Depositphotos, Freepik.com
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!