Опубликовано 07 августа 2012, 00:00

Петр Анофриков: "Три года – лучший возраст, чтобы делать кино"

В положении о художественном совете детской киностудии "Поиск" написано: "Последнее слово принадлежит автору, каким бы маленьким он ни был". В киностудии и правда командуют дети. Основатель и художественный руководитель студии, заслуженный деятель искусств России Петр Анофриков поделился с "Летидором" своими планами о "мультподготовке" для беременных и создании кафедры мультипликационной педагогики в Новосибирском педуниверситете.
Петр Анофриков: "Три года – лучший возраст, чтобы делать кино"

Петр Анофриков: "Три года – лучший возраст, чтобы делать кино"

В положении о художественном совете детской киностудии "Поиск" написано: "Последнее слово принадлежит автору, каким бы маленьким он ни был". В киностудии и правда командуют дети. Любая детская фантазия может найти неожиданное решение, а учителя и наставники студии лишь открывают в ребенке чувство прекрасного. Самым выдающимся кинорежиссерам в "Поиске" – по 3-5 лет. В киностудию дети начинают приходить (точнее, приезжают на коляске с мамой) с 8-месячного возраста. И это не предел.

Основатель и художественный руководитель студии, заслуженный деятель искусств России Петр Анофриков поделился с "Летидором" своими планами о "мультподготовке" для беременных и создании кафедры мультипликационной педагогики в Новосибирском педуниверситете.

Детская киностудия "Поиск" существует без малого уже 40 лет. В далеких 1970-х "продвинутые" по тем меркам строители новосибирского Академгородка обзавелись модным хобби – снимать на кинокамеру и делать игровое кино. К этому делу они приобщили и своих детей. В дни летних каникул сотрудники киностудии устроили кинозал в старом троллейбусе. Ребята сами продавали билеты, были и за киномеханика, и за директора. Так возникла детская киностудия "Поиск", в структуре которой возник летний детский кинотеатр "Старый троллейбус".

13403_image_very_large (1)

13403_image_very_large (1)

Кинотеатр "Старый троллейбус" в 1989 году   К слову сказать, "Поиск" и сейчас располагается в том деревянном здании, которое было изначально. В звукоцехе киностудии собран целый музей киношной техники времен создания "Кавказской пленницы" - аудиомагнитофоны величиной с комод, огромный монтажный стол, оборудование для перезаписи с одного формата кино на другой. "Почему вы все это не выбросите?", - спрашиваю у Петра Ивановича. Он смотрит на меня удивленными глазами и отвечает: "Как выбросить? Ведь такой техники теперь нигде нет!". И среди всего этого нагромождения, которое теперь может заменить собой один компьютер, скромно сидит за монитором видеоинженер студии Денис Велинский. **Что можно сделать в мультипликации** За 40 лет технология создания мультфильма мало изменилась. Разве что над мультстанком теперь висит не кино-, а цифровая видеокамера. "Для нас самое простое и самое основное – мультфильмы в техниках перекладки, - рассказывает Петр Анофриков. - Представьте плоское, ровно освещенное поле кадра. Передвинули вырезанного героя – сняли, передвинули – сняли, - так и получается мультфильм. Тогда это не отвлекает авторов на решение сложных технологических проблем. К примеру, при съёмке объемной, кукольной мультипликации, серьёзное внимание необходимо обращать на преодоление силы тяжести, то есть если кукла будет прыгать, какое-то время она должна повисеть в воздухе. И здесь разные авторы придумывают разные способы, например, подвешивают её на прозрачных нитях. Как только мы уходим в технологию – отвлекаемся от творческого процесса. А для нас важно, чтоб ребенок сам мог что-то делать". Что-то сделать в мультипликации – это необязательно нарисовать героя, хоть от руки, хоть с помощью компьютера. Это может быть история – идея для мультфильма, придуманные диалоги героев или просто талант выразительно хрюкать, таким образом озвучивая героев. "Кино состоит из образов. Ведь отчего-то при первом появлении на экране героя мы знаем, что этот человек – злодей, а этот – защитник, - поясняет основатель "Поиска". - Что такое художественный образ, можно понять, например, в звукоцехе. Попробуйте изобразить в звуке голодного поросенка. Так прохрюкать, чтобы за экраном все поняли – этот поросенок хочет есть! И у многих детей получается". Хрюкать или мычать, или передразнивать голосом – это так естественно для детей, но в "приличном" обществе это расценивается как баловство, недостойное воспитанного человека. То, что запрещают дома, с удовольствием разрешают на занятиях в киностудии. Причем действует это правило даже на самых юных "мультипликаторов", которым и стакан воды порой доверить страшно. Студия принимает детей с 8-месячного возраста. Формула, выведенная в "Поиске" - самостоятельное творчество начинается с самостоятельности в быту, и приступать к процессу нужно как можно раньше. Для малышей первого-второго года жизни в здании киностудии по принципу Монтессори-класса оборудована специальная комната. Это проекция взрослого мира для малышей, где есть меблированная кухня, а в кране течет настоящая вода, шкафы с открывающимися дверками, утюг, который нагревается (но до 30 градусов), - все продумано под рост и интересы маленького человека. Рядом преподаватели и мамы, присутствуют они в качестве наблюдателей и лишь иногда наставников. И вот такое вольное общество, по мнению Петра Анофрикова, и формирует творческую личность. **Самые маленькие режиссеры** "В два года эти дети уже пробуют снимать кино, - продолжает Анофриков. - Конечно, ребята там мало что сами делают, но главное – они привыкают чувствовать себя авторами! Фильм, который сделали наши двухлетки под руководством преподавателя Александры Егоровой , называется "В огородике у нас" (_Видео_): _Мы расскажем вам рассказ. В огородике у нас Вырастет подсолнушек Жёлтый, словно солнышко. Осень рыжая придет – Станет вкусным огород. Тыква вырастет, морковка, Вот как мы рисуем ловко._ А в три года дети уже способны делать фильмы. И их интересно смотреть всем, есть даже бестселлеры. "3 года – это сформировавшаяся личность, он является носителем языка, у него сформирован характер. Ребенок в этом возрасте не просто полноценный автор, но обладает такими качествами, каких у взрослых уже нет. Он изобретает художественные образы". Ярким примером детской непосредственности и во многом гениальности можно назвать мультфильм киностудии "Лиса и Петух!" (_Видео_ ). Сочинял, рисовал, снимал и озвучивал его трехлетний Даня Иткин. Мультик придуман по мотивам народной сказки, где у лисы была избушка ледяная, а у петуха лубяная. По сценарию Данила, "лиса была рогатая, ведь могут у лисы быть рога?". Пришла лиса к петуху в избушку и говорит: "Пусти меня, петушок". Он отвечает: "Не пущу". "Пусти – не пущу". "И так они спорили долго и счастливо" - этой фразой маленький автор закончил мультфильм. Даня придумал эту историю, когда висел на спортивных кольцах. И, может, осталась бы она быстро забытой детской придумкой, если бы ни Данина мама – Юля Ульянова, преподаватель студии "Поиск". Мама эту историю услышала и записала. Помимо всевозможных наград на конкурсах детской мультипликации, это произведение стало символом русско-украинских отношений. Вывел ее на международный уровень мультипликатор и режиссер Юрий Норштейн (автор "Ёжика в тумане"), большой друг и завсегдатай новосибирского "Поиска". Мультфильм "Лиса и петух" был отправлен Норштейну в качестве подарка на Новый год и очень впечатлил именитого мультипликатора и его команду. Позже, когда Норштейна пригласили на Украину, там ему нужно было рассказать о русско-украинских отношениях. И он вспомнил о мультфильме "Лиса и Петух", вспомнил фразу из него: "И спорили они долго и счастливо". "Вот именно так и можно охарактеризовать русско-украинские отношения", - заметил тогда Норштейн.  Петр Анофриков считает, что 3 года – это переломный момент в становлении личности, когда ребенок набрался некоего жизненного опыта, с помощью которого он раскрывает себя на экране. Студию посещают около 70 малышей в возрасте до 3-х лет, потом поток желающих снимать кино идет на спад. Самым "старшим" мультипликаторам в студии - по 10-12 лет, в этом возрасте большинство детей могут самостоятельно обеспечивать съемочный процесс, включая озвучание и монтаж. "Но для нас это уже "древние старики", - с иронией замечает маэстро. - Самое интересное кино – это дошкольники и младшие школьники. И никакой особой одаренности здесь нет. С точки зрения школьных учителей, особо одаренный ребенок – это тот, кто может усваивать программу на 2-3 года старше себя. У нас же дети делают то, чего в последствии никто не может повторить, вне зависимости от возраста. И у нас иные взаимоотношения с детьми, отличные от школьных, - партнерские», - рассказывает Петр Иванович. Творческий процесс целиком и полностью строится на желании ребенка и на его интересе. Понятно, что в студию "Поиск", как и в любое другое объединение, детей приводят родители. Но остаться там или нет – ребенок решает сам, сам принимает решение, сам придумывает свое кино. "Пришел к нам юноша 5 лет и говорит: "Я буду делать фильм про альбатроса", - вспоминает основатель "Поиска". – Но, как мы у него выяснили, мальчик не знал, кто такой альбатрос. В итоге, взял бабушку за руку, пошли в библиотеку, прочли в энциклопедии все про птицу альбатрос. Потом ребенок к маме начал приставать, чтобы она для него текст к мультику написала. Мама для сына сочинила такие стихи: _"В голове моей светлой родился вопрос: "Что за птица, неведомый мне альбатрос? Познакомиться с ним давно я мечтаю, А пока только в книжках о нём я читаю" (…) А когда я стану большим и матросом, То познакомлюсь со своим альбатросом"._ Вот пример фильма, где ребенок проявил себя, стал режиссером, а свою семью превратил в авторскую группу".

**Как развить интерес** Чтобы "заразить" ребенка мультипликационным творчеством достаточно 1,5 часа. Именно столько длится экскурсия по киностудии. Этого времени хватает, чтобы узнать, что такое мультипликация, снять свое короткое кино, "покукарекать" в звукоцехе и посмотреть мультики, созданные юными авторами "Поиска". За год через эти стены проходят около 6 000 ребят и разъезжаются по разным регионам России счастливыми и довольными, с желанием снимать мультипликационное кино. Но одних лишь экскурсий, чтобы возник по всей стране интерес к детской мультипликации, Петру Анофрикову было не достаточно. Потому 9 лет назад он организовал проведение Открытого всероссийского мастер-класс-фестиваля детского мультипликационного кино "Жар-Птица". Первое время его поддерживало Министерство культуры РФ, но впоследствии отказало в финансировании. Зато сами кинематографисты от "Жар-Птицы" не отвернулись. Помимо упомянутого выше Юрия Норштейна, постоянными гостями фестиваля являются заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВГИКа Леонид Носырев (автор знаменитых мультфильмов "Рыжий, рыжий, конопатый" и "Волшебное кольцо"), доктор психологических наук, главный редактор журнала "Искусство в школе" Александр Мелик-Пашаев, продюсер "Смешариков" Анатолий Прохоров, режиссёр серии мультфильмов "Колыбельные мира" Елизавета Скворцова. "У нас есть уникальная технология развития ребенка, и мы бы хотели распространить этот опыт как можно шире, - рассказывает об истоках создания фестиваля Петр Анофриков. – На первом фестивале я поставил задачу перед оргкомитетом - чтобы участники фестиваля разъехались друзьями. Потом Леонид Носырев привез нам слова писателя Бориса Шергина: "Прибыльное это дело для души – на чужой успех любоваться". Теперь это девиз фестиваля - и мы ему следуем. У нас нет первого места. Выбираются десять лучших фильмов фестиваля, за которых голосуют все участники-руководители студий. Это не 1-е и 10-е места. Это десятка лучших работ!". Распространить уникальную технологию развития ребенка и опыт "Поиска" отважному пирату Анофрио Дель-Торо (именно так на фестивале именуют Петра Анофрикова) удалось. Сегодня в Новосибирске функционирует 10 детских киностудий (и "Поиск" среди них был первой) и еще 18 – в Новосибирской области. Помимо "Жар-Птицы" у нас в области проходят еще два межрайонных фестиваля мультипликационного кино - в г.Карасуке и г.Татарске (райцентрах НСО). На саму же "Жар-Птицу" съезжаются детские киностудии из Москвы, Питера, Перми, Самары, Салехарда, Норильска, Нового Уренгоя, Челябинска, Нижневартовска, Омска и многих других городов и сёл РФ. Сегодня в активе Жар-Птицы около 100 киностудий. "Жаль, что сейчас в стране мультфильмы для детей стали бизнесом, делают их частные фирмы. Киностудии "Союзмультфильм" нет. А молодёжь надо учить, нужно воспитывать авторов, выбрасывать деньги на ветер, потому что не у всех получится. Государство это от себя отодвинуло, а бизнес тратить деньги впустую не будет. Ничем хорошим это не кончится, - сожалеет Петр Иванович. - Когда я приезжаю на фестивали профессиональной мультипликации в Суздаль, - какая чернуха прослеживается в студенческих работах, это же ужас! А когда идут детские мультики, и не только наши, – все зрители оживают. Вот вам и результат!". Сейчас руководство детской киностудии "Поиск" мечтает о создании в педуниверситете кафедры мультипликационной педагогики. Студия выпустила четыре методических пособия по организации работы детской киностудии: Иткин В.В. "Карманная книга мультжюриста или сборник неругачих обсуждений" посвящено грамотной критике маленького автора, ведь его надо постараться не оскорбить, а поддержать. Тихонова Е.Р. "Программа для начинающих руководителей студий", Анофриков П.И."Принципы работы детской студии мультипликации", Велинский Д.В. "Технология производства мультфильмов в техниках перекладки". Позади 39 лет работы, впереди много планов, конкурсов и новых побед. "Все желают нам нового здания, а то сидим мы в деревянном бараке, которому уже больше 50 лет. У нас есть рабочий проект нового здания. Уже и участок земли подыскали, сейчас идет его согласование. Место отличное, в отдалении от проезжей части, рядом речка, на территории можно разбить детский парк", - делится своими планами Петр Анофриков.  _ **Читайте также:** Татьяна Яковенко: "Детям нужен кто-то, кто послушает их фантазии" Самые необычные детские кружки Новосибирска Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются" Артур Шугуров: Зачем детям учиться делать мультики_