Артур Шугуров: Зачем детям учиться делать мультики
Артур Шугуров: Зачем детям учиться делать мультики
из архива семьи Шугуровых
На вопросы "Летидора" отвечает Артур Шугуров – художник, скульптор, дизайнер интерьеров и фотограф, выпускник Института искусств и культуры Томского госуниверситета. Раньше он преподавал в художественной школе, а ныне - руководит студией анимации «На облачке», где занимаются дети в возрасте от 2,5 до 10 лет.
- Артур, ты мог бы научить детей и дизайну, и фотоделу, а остановил свой выбор на мультипликации.
- Да, это же здорово, когда сделанное тобой изображение оживает. Когда история персонажа не ограничивается одной работой - картиной ли, скульптурой. Когда персонаж "врывается" в нашу действительность. Поэтому я выбрал мультипликацию. Причем созданную руками. Я исключил компьютерную графику, компьютер мы используем только на стадии монтажа.
- Почему?
- Я не против компьютерных мультиков! Некоторые мне даже нравятся. Просто нельзя заниматься всем одновременно, и я выбрал направление ручной мультипликации. Дело это необычное. В Томске еще год назад никто этим не занимался. Решил, что буду изучать сам и тут же передавать полученные знания тем, кому это тоже интересно.
- Кстати, не страшно было выходить с таким предложением? До тебя никто не решался, зато следом открылись еще три студии…
- На тот момент у меня было 200 тыс. рублей, и самое страшное, что могло случиться – я мог их потерять. А так как деньги были мои -не чужие. Так что потерять их было не так уж и страшно.
- Зачем детям учиться делать мультики? С коммерческой точки зрения, вкладывать деньги в учебу ребенка в анимационной студии невыгодно: ведь только единицы свяжут свою судьбу с творчеством.
- Не все в жизни рассчитывается по формуле "выгодно – не выгодно". Возьмем меня. Почему я занялся мультипликацией? Казалось бы, мог писать картины на заказ, делать дизайн-проекты, фотографировать, а вечерами заниматься любимым делом. Но я иначе расставил приоритеты. Я посвящаю все время анимации. Благодаря этому занятию я и обеспечиваю семью, и заработанные средства вкладываю в развитие студии. Поэтому я считаю, что можно не гнаться за миллионами, смысла в которых лично я не вижу. Я знаю, что можно любимым делом зарабатывать на хлеб, который тебе необходим.
То же самое я пытаюсь донести до детей. Главное, чтобы они нашли дело, которое бы им нравилось. Если что-то любишь делать, это занятие будет приносить и удовольствие, и доход. То есть, я предлагаю детям возможность "поискать" свое любимое дело и в своей студии. Есть люди, которые созданы, чтобы делать мультики. И мне хотелось бы, чтобы они могли реализовать себя в этом ключе.
- Пытаешься ли ты привлечь спонсоров для развития студии?
- Если честно, то я не отказался бы от помощи. И если ко мне кто-то пришел и спросил бы: "Хочешь, я тебе помогу?", конечно, я ответил бы: "Давай!". Но на это не рассчитываю, а просто работаю. Я убежден, что если с любовью заниматься своим делом, тебя заметят. Я вкладываю сюда все, что могу, и не жду, что в будущем все заработает само собой.
В целом, для того, чтобы появиться и существовать, студии необходимо около полмиллиона рублей. По мере возможности я докупаю самое нужное (какие-то материалы, технику). Сейчас в студии есть все, чтобы снимать мультики, но мне хочется постоянно улучшать эту базу, и, соответственно, качество. Летом съезжу в Москву, пообщаюсь с известными мультипликаторами Юрием Борисовичем Норштейном и Федором Савельевичем Хитруком, загляну в студию "Пилот".
Для меня важно, что в мультфильме ты можешь оживить маленький кусочек бумаги. Когда с помощью фольги можно изобразить звездное небо или водную гладь, а с помощью кальки создать эффект тумана. И в мультике "Ежик в тумане" Норштейна как раз использована масса таких приемов. С точки зрения художественной эстетики, я считаю, что это просто фантастическая картина!
- Что дети хотят сказать своими работами, и что ты позволяешь им говорить?
- Я практически не ограничиваю детей в их творческом порыве. Главное, чтобы их мысль была понятна каждому. Чего я не допускаю, так это использования уже существующих персонажей, использование чрезмерной грубости и
жестокости. Даже если в мультике есть негативный персонаж, желательно, чтобы и для него финал был положительным. Я не допускаю, чтобы в мультфильме была "кровища" и что-то подобное. Хочется, чтобы дети научились обходиться без этого. Бывает, ребенок говорит: "Хочу сделать мультик про зомби и кровь", и тогда я начинаю объяснять, что это не то, чтобы плохо, это – банально. Многим хочется конец света снять, снять про то, как всех "замочили"… Вначале дети не понимают, что такие сюжеты страшны, зато легко смиряются с тем, что они не оригинальны. "Мне не интересно про Дюймовочку!", – скажет 12-летний мальчик. А я и не предлагаю про Дюймовочку, я предлагаю придумать своего персонажа, наделить его качествами, которые привлекут внимание аудитории, и "закрутить" сюжет так, чтобы заинтриговать зрителя. Продолжительность мультиков не должна быть большой. Сейчас они длятся как фильмы – по полтора часа и больше. Раньше одна серия была 10 минут. Все серии "Винни-Пуха" Хитрука вместе с титрами занимают 40 минут. Нужно учиться кратко и емко выражать свои мысли. Мне много нравится мультфильмов, но эти готов смотреть бесконечно. Стоит запустить один из них, как Рада, моя годовалая дочь, будто включается в эту игру, и так забавно за ней наблюдать в эти моменты! Мне кажется, в мультиках, созданных руками, есть какая-то… магия. Диснеевские перестали меня интересовать, как только стали компьютерными. Вот последнюю серию "Винни-Пуха" "Дисней" снова нарисовал. Вся анимация студии "Пилот" тоже нарисована без компьютеров. Особенно любопытны их выпуски "Горы самоцветов" про разные города нашей страны. **- Приведи несколько сюжетов, предложенных детьми, которые тебя приятно удивили.** - Сейчас мы заканчиваем снимать мультик про восстание продуктов, недовольных своей судьбой. В одном из его эпизодов морковь, начитавшись комиксов, называет себя Супер Марком и отправляется спасать товарищей. Но когда ее съедают, другие продукты произносят: "Глупо"… Вообще, мы сейчас одновременно работает над 26 мультиками. Три из них про пиратов. Вода, корабли, сокровища – вся эта "романтика" по-прежнему привлекает детей, особенно мальчишек. В одном из таких мультфильмов пираты, на награбленные деньги, решили заняться благотворительностью и построить дома для туземцев… **- Кстати, по мультикам родители могут понять, что творится в голове и на душе у их детей?** - Могут, и я думаю, что на это стоит обращать большое внимание. **- А взрослые посещают занятия?** - Да, для них есть специальные группы. Получается, что "моим детям" от 2,5 до 70 лет. И все они разные – суперобщительные и молчаливые, гиперактивые и медлительные, открытые и закомплексованные – всего около 90 человек, и нет среди них ни одного, к кому мне не удалось бы найти подход. Взрослые вот всегда комплексуют вначале: "Мультипликация нравится, но мы уже старые, из нас ничего не выйдет". Что и откуда должно выйти-то? **- Как ты планируешь развивать в своей дочери творческое начало?** - Я буду своевременно предлагать Раде пробовать себя в том или ином деле. А дальше смотреть на реакцию - что нравится, что нет, каждое ее решение будем обсуждать. И ни в коем случае я не буду навязать свои желания. Нет у меня цели вырастить из нее юриста, программиста или художника. Я хочу, чтобы моя дочь росла самою собой. Польза как практичность – это не про меня. Польза как возможность раскрыться – это то, для чего я создал студию. Дети сюда приходят, общаются, вдохновляются, что-то сочиняют-изобретают и получают от всего этого огромное удовольствие. А если им нравится время, проведенное здесь, значит, здесь они счастливы, значит, здесь они являются самими собой. А для раскрытия природы ребенка, его талантов, это очень и очень важно. Даже если он не станет мультипликатором.