Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Дети – отражение своих родителей. Эта известная аксиома доступно объясняет, почему четырехлетний Марк и шестилетний Всеволод дружат с нереальными персонажами, рожденными в детском воображении. Профессия их папы – выдумывать мультипликационных героев. Дмитрий Литвиненко – директор новосибирской анимационной студии "Режиссер", автор известных персонажей рекламных мультиков и компьютерных игр, а еще - многодетный отец. Недавно с легкой руки опытного родителя и художника в студии "Режиссер" был запущен творческий проект по созданию детских книжек нового поколения - иллюстрированных электронных рассказов. В беседе с "Летидором" Дмитрий рассказал о том, как родители могут сами создавать книжки для своих детей, почему детям до 15 лет не нужен компьютер и какие мультфильмы полезно показывать малышам.
Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Дети – отражение своих родителей. Эта известная аксиома доступно объясняет, почему четырехлетний Марк и шестилетний Всеволод дружат с нереальными персонажами, рожденными в детском воображении. Профессия их папы – выдумывать мультипликационных героев. Дмитрий Литвиненко – директор новосибирской анимационной студии "Режиссер", автор известных персонажей рекламных мультиков и компьютерных игр, а еще - многодетный отец. Недавно с легкой руки опытного родителя и художника в студии "Режиссер" был запущен творческий проект по созданию детских книжек нового поколения - иллюстрированных электронных рассказов. 

В беседе с "Летидором" Дмитрий рассказал о том, как родители могут сами создавать книжки для своих детей, почему детям до 15 лет не нужен компьютер и какие мультфильмы полезно показывать малышам.

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Старшей дочери Дмитрия Арине 16 лет. Она серьезно занимается музыкой и мечтает стать оперной певицей. Марк и Сева – дошколята. Уже летом они примут в свою мальчишечью компанию еще одного братишку: Дмитрий Литвиненко в четвертый раз станет отцом. Этим фактом многодетный папа очень гордится: "Это же здорово, когда много детей! Да к тому же, дети, близкие по возрасту, это еще и очень удобно. Рекомендую всем, кстати! Если ребенок один, он будет тянуть к себе внимание родителей, а когда они вдвоем или втроем, то играют вместе: набрали игрушек, посадили их, построили какие-то схемы, дом, производство, расставили героев и начинают играть по ролям".

Вымышленные персонажи вместо телевизора

В играх младших Литвиненко редко встречаются популярные супергерои. Их друзья по забавам – весьма оригинальные вымышленные персонажи, которых Марк и Сева придумывают сами, наделяют их характерами и окружают легендами.

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

 Самый первый персонаж родился в детском воображении, когда Всеволоду было три года. Звали его Потибот. Кто такой Потибот, никому до сих пор не известно. Были разные версии, например, Потибот - это Домух, а Домух, в свою очередь, - это Потибот. Ясно одно: Потибот был для Севы настоящим другом, старшим товарищем, он участвовал в жизни мальчишки и многому его учил.

"Сейчас популярные персонажи в играх Марка и Севы, – продолжает свой рассказ Дмитрий, - тетя Баня, тетя Бина и дядя Дыр. Самая активная и самая популярная – это Бина. Бина живет в Бинестане и работает в Бенетоне. Когда что-то в жизни происходит, поход в магазин или какая-то поездка, всегда есть место фразе "а вот когда Бина!". Например, "Когда Бина ездила в зоопарк, то она там видела гигантское животное". Все, что происходит в мире Бины, во много раз больше и интереснее. У Бины дом красивее, путешествия дальше и интересов больше. Второй любимый персонаж - Дядя Дыр. Мы спрашиваем: "Дядя Дыр взрослый?". Отвечают: "Да, взрослый, Дяде Дыру 10 лет".

Откуда у мальчишек такое стремление к выдумкам, Дмитрий точно сказать не может. Вполне возможно, воображение развивается потому, что дети не окружены все свободное время готовыми персонажами из мультфильмов или телепрограмм – в семье Литвиненко редко работает телевизор.

"Мы противники того, чтобы детям включить телевизор и за счет этого освободить себе выходные, – объясняет Дмитрий. – Некоторым родителям кажется, что можно посадить свое чадо перед телевизором, и он получит весь набор знаний. Это неправда. Пока ребенок взрослеет, он должен получить полноценный эмоциональный опыт. Для этого не надо сидеть дома и скучать, нужно ездить в парки, зоопарки, в гости. Надо, чтобы человек получал как можно больше информации о мире, прошел по ботаническому саду, потрогал живое растение, понял, как оно выглядит, какой имеет запах, какие вызывает ощущения. Без этого личность не созреет правильным образом. А так, может быть, у ребенка получится стать поэтом-песенником, композитором или он будет просто интересным человеком.

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

По той же причине мы не очень поощряем и общение детей с компьютером. Мне кажется, что до 15 лет они должны жить реальным миром. А интернет все-таки слегка атрофирует эмоции. Я несколько лет подряд ездил на крупнейший российский интернет-форум, где собираются монстры интернет-бизнеса. Когда проходит церемония награждения, и ведущие, очень позитивные и восторженные, вручают призы, на сцену выходят не люди, а маски. Не все, конечно, но основная масса именно такие: они могут, сидя за компьютером, писать веселые тексты, отправлять смайлики, а на лице в это время ничего не отображается. Это просто не связанные эмоции. Для детей важно, чтобы они развивались эмоционально. Только после того, как ребенок познал мир и получил огромный набор ассоциативных связей, тактильных ощущений, он может заниматься какой-то виртуальной компьютерной деятельностью".

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Настойчиво учить работать на компьютере современных детей, считает Дмитрий, нет особого смысла. Когда они подрастут, приложения к компьютерам будут управляться абсолютно по-другому. В детском возрасте излишнее общение с техникой может нанести только вред, считает многодетный отец:

"Вы послушайте, как разговаривают современные дети, как меняется звучание речи, особенно у тех, кто работает много за компьютером -  многие слова не проговариваются. Они в такой спешке произносят фразы, что какие-то эмоциональные нотки совершенно не заметны! Быстро так "тыр-тыр-тыр", как будто идет привычный поток информации".

Про мультфильмы и игры

Единственное, ради чего в семье Литвиненко готовы включать телевизор – это любимые мультфильмы. Фаворит – мультсериал "Фиксики", по мнению Дмитрия, проект очень интересный и добротный. Главный персонаж Дим Димыч – герой для Марка и Севы, дети вместе с ним изучают, как устроены различные предметы. Другой популярный у сыновей мультпроект – "Маша и Медведь". Вообще же, как человек, хорошо разбирающийся в мультипликации, Дмитрий подходит к выбору мультфильмов для детей сугубо профессионально:

"Мне лично кажется, что надо показывать детям хорошую добротную анимацию с хорошим позитивным сценарием. Я часто слышу фразу, что советские мультики были лучше. Я, наверное, не соглашусь: они просто были, а других мультиков не было. Да, многие были хорошие, но по качеству графики, анимации современные мультфильмы, конечно, сложнее и качественнее, технологии сейчас другие. И потом, если взять весь спектр советских мультиков, то они быстро заканчиваются. Есть несколько дисков, а дальше все, дальше нужны новые мультфильмы. Вообще же популярность мультиков не всегда зависит от художественных достоинств. Вопрос в том, сколько раз показать. Рано или поздно его полюбят. Видите ли, у нас как-то принято, что если крутят по телевизору, значит, это хорошо".

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Отдых на море. Рисунок Марка

В семье Литвиненко много занимаются с детьми творчеством: лепят из пластилина и глины, рисуют, мастерят игрушки из пластики. А за обычными семейными делами упражняются в развитии воображения. "Мы любим придумывать шутки, – делится Дмитрий семейными секретами. - Алгоритм простой: кто-то задаёт вопрос, а все пытаются придумать смешной ответ. Например: сидим за столом, пьём чай, я размешиваю сахар в чашке и спрашиваю: "Почему ложка не плавает", одни из детских ответов: "Может быть, она забыла купальник?".

Вполне возможно, способность мыслить нестандартно и придумывать новых героев подвигнет мальчишек пойти по стопам отца. Но это не так уж и важно, считает Дмитрий:

"Я не сторонник навязывать свой образ жизни ребенку. Совершенно спокойно смотрю на то, что маленький хочет стать полицаем. Да ради бога! Пусть в нашей семье будет хоть один гаишник, хоть заживем нормально. А старший хочет быть строителем и изобретальщиком. Он рисует всякие дома очень сложных конструкций, в этих домах у него обозначены какие-то гаджеты, предметы. Он просто помешан на технике".

По мнению Дмитрия, что главное в воспитании быть терпимым к капризам и не ломать характер. "Я вчера забирал сыновей из детского сада, - рассказывает многодетный отец, - чья-то девочка закапризничала, не хотела одеваться, мама или торопилась, или просто была не в духе, довольно жестко начала ее заставлять. Мне кажется, надо родителям в этом отношении быть чуть более внимательными. И взрослый иногда может упереться, чего-то не хотеть делать, это нормальное явление, не говоря уже о ребенке. Надо понимать, что ребенок - это не какая-то личная вещь, взял с места на место передвинул, а это есть некое формирование личности. Если чего-то ребенок в данный момент не хочет, можно с пониманием отнестись к этому, даже в ущерб делам, работе. Ну опоздает человек, ну оштрафуют его на какую-то сумму, но если он сломает характер своего ребенка, то он в жизни заплатит больше".

Сам Дмитрий сейчас работает в анимационной студии "Режиссер". Свою профессию художника-мультипликатора выбрал неслучайно, зачатки креативного мышления были заложены в нем родителями.

"Моя мама, - рассказывает Дмитрий, - до сих пор работает учителем математики, она придумывает для учеников забавные задачи, проводит математические конкурсы - что-то между КВН и олимпиадой по математике. Отец - лучший рассказчик в нашей семье. Он хорошо пародирует любого из своих знакомых и может пересказывать истории по ролям. Плюс ко всему он хорошо пишет. Я стараюсь быть похожим на отца, стараюсь быть наблюдательным, подмечать и копировать интонации и манеры людей, это очень важно для создания образов".

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Мультипликацией Дмитрий занимается много лет. У него нет специального художественного образования. "Я даже не знал, что умею рисовать, пока не попробовал", – смеется он. Рисовал что-то в детстве и юности, а потом оттачивал мастерство уже будучи директором анимационной студии. Сейчас свою работу Дмитрий в шутку называет "дирижирование оркестром", потому что главное в работе руководителя творческого коллектива - создать здоровую атмосферу и вдохнуть жизнь в результаты труда большой команды.

Про электронные книги

В работе студии, которую возглавляет Дмитрий, очень много "взрослых" направлений работы. Но совсем недавно здесь запустили совершенно новый творческий проект – создание электронных детских книг. В планах художников студии, во-первых, иллюстрация произведений популярных детских авторов, а во-вторых, и это самое главное, создание авторских детских рассказов, к работе над которыми команда "Режиссера" приглашают всех творческих и активных родителей.

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Электронные книги все больше вытесняют с рынка бумажные издания, детская литература – не исключение. Но, к сожалению, список достойных произведений, переведенных в цифровой формат, весьма ограничен. Между тем, электронные рассказы могут быть гораздо интереснее печатных, считает Дмитрий. Потому что в цифровом пространстве герои способны оживать: Буратино крутить носом, заяц убегать о волка, а Винни-Пух чесать в затылке. Каждая иллюстрация – не просто статичные изображения, а анимированный персонаж, хорошо удерживающий внимание ребенка. Книжки планируется делать многоязычными, для начала на русском и английском языках. В перспективе добавить опцию – озвученный диктором текст.

Авторы студии уже придумали десяток оригинальных историй, и на рабочих мониторах аниматоров оживают несколько персонажей. Познакомьтесь, это Мышонок.

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Имя ему художники пока еще не придумали. Зато уже известно, что это совсем маленький ребенок детсадовского возраста, он любознательный, познает мир и, как и все дети, доставляет определенные хлопоты своим родителям. Папа Мышонка мечтает, чтобы тот стал известным хоккеистом, мама видит его великим скрипачом, а сам Мышонок смотрит в окно на подъезжающие к дому машины для уборки мусора и думает, что нет круче профессии, чем водитель мусоровоза. Авторы намеренно не вкладывают в рассказы мораль и жизнеутверждающий финал, характерный для русских сказок. Незамысловатые истории о Мышонке - просто иллюстрация жизни ребенка.

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Создание электронных рассказов – очень перспективное направление книжной индустрии, считает Дмитрий Литвиненко, в том числе и с точки зрения бизнеса:

"Мы планируем размещать детские книги нового формата на сайтах, где продаются приложения для устройств Apple. Стоимость одной книжки будет чисто символической – 50 центов. То есть человек, заплатив 15 рублей, скачивает оригинальную, красочную анимированную книжку для своего ребенка, которую может читать на различных носителях, листать на планшетках, смотреть в телефоне. Ну что такое 15 рублей? Я за такие деньги ни одной бумажной книжки не видел".

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

У электронной книги есть одно очень серьезное преимущество - ее тираж не ограничен. Если тиража бумажной книги не хватило, ее надо допечатывать, тратить огромные средства. Ведь совершенно безумные вещи происходят сегодня в книжной индустрии: тратятся огромные деньги на производство неликвидных книг, которые не продаются в магазинах и идут в макулатуру. Электронную книгу могут скачивать хоть миллион раз, хоть два. Если она будет интересна читателю, ее будут покупать до бесконечности. Если она окажется скучной, ее просто не станут скачивать, и при этом никто не пострадает.

Дмитрий мечтает, что со временем проект превратится в некий клуб для большой компании художников, авторов, редакторов, актеров и просто активных людей с горящими глазами:

"Понятно, что такие великие, внутренне гениальные люди, как Астрид Линдгрен или Агния Барто рождаются крайне редко, но, тем не менее, в каждом человеке есть большой творческий потенциал. Вот знаете, бывают такие люди, которые в компании рассказывают истории, все, слушая их, забывают про еду. Пельмени уже остыли, а все сидят и слушают рассказ. Нам такие люди очень нужны, чтобы у человека был талант рассказчика, чтобы эти рассказы были интересны не только своим детям, но и любому ребенку. Мы готовы иллюстрировать любые истории, любые сказки, готовы работать над текстом в качестве редакторов".

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

"Мы ждем, что у нас найдутся хорошие друзья. - говорит Дмитрий. - Нам нужны люди, которые будут участвовать в этом процессе, чтобы это получился настоящий клуб креативных людей". На адрес студии можно присылать свои рассказы и истории. 

Читайте также:
Тигран Сааков: "Дети должны понять наш полет фантазии"
Артур Шугуров: Зачем детям учиться делать мультики
Жизнь замечательных семей: Равицкие. Одесса.
Илья Колмановский: О детях и будущем образования