Отключить интернет — не выход: как уберечь ребенка от неприятностей в онлайн-играх
Советы для мудрых родителей© Freepik.com
Об этом «Летидору» рассказала Жанна Владимировна Мекшенева, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В.В. Дика факультета информационных технологий Университета «Синергия».
Что такое облачные игры и как они появились
Облачные игры — это один из типов облачных вычислений, основанных на принципе потокового мультимедиа. Первые проекты появились в начале XXI века. Отсутствие видеокарт серверного типа вынуждало сервисы облачных игр использовать потребительские модели видеокарт. Сервис облачных игр Geforce Now от компании Nvidia послужил толчком к запуску серверных видеокарт Nvidia GRID 2.0.
В последние годы сервис облачных игр стал доступен как на персональных компьютерах, так и на мобильных устройствах.
В России сервис облачных игр начал работу с конца 2018 года.
Облачный гейминг носит мультиплатформенный характер, все данные хранятся и обрабатываются на сервере, а пользователь получает прямой поток видео на свое устройство.
«Рынок игр постоянно увеличивается за счет появления новых пользователей, которым теперь не обязательно покупать разные игровые консоли и мощные игровые ПК»,
— отмечает Жанна Мекшенева.
Еще одним преимуществом является возможность играть в пути. Требуется лишь наличие постоянного стабильного безлимитного интернета.
Но все же игры в облаке далеко не всегда бесплатны для игроков и приносят своим создателям выручку в виде платы за время в игре или ежемесячной подписки.
Конечно, есть и бесплатные игры, но, во-первых, их количество невелико, а во-вторых, каждые полчаса-час они требуют перезагрузки.
По жанровой принадлежности самым крупным сегментом являются экшен-игры, на втором месте по продажам — «спорт», замыкают тройку лидеров игры в жанре «королевская битва». К числу наиболее известных игр, реализованными в облаках, относятся: CS:GO, Apex legends, World of Tanks, GTA V и так далее. Права на некоторые игры пользователи покупают в поддерживаемых цифровых магазинах, некоторые игры бесплатны: Fortnite, CS:GO, Dota 2, Warface и многие другие.
Кто играет в компьютерные игры
В мире 2,5 миллиарда человек (около трети населения Земли) играет в компьютерные игры. В России — больше 65 млн человек (около 45% населения страны). Средний возраст геймеров — 34-36 лет.
При этом в среднем каждый шестой игрок — школьник.
В России тема безопасности компьютерных игр для детей и подростков стала актуальна с 2012 года. С этой целью используется RARS — система возрастной классификации и маркировки для всех информационных материалов.
«Разделить игры на опасные и неопасные не так уж и легко, поскольку вкусы у геймеров разные и эффект воздействия на игроков различный»,
— подчеркивает эксперт.
Нельзя однозначно назвать те, которые вызывают стопроцентную зависимость. Игры создаются качественно, продуманно, красочно, привлекают внимание как ребенка, так и взрослого. Разработчики нарочно создают притягательные миры с секретными уровнями, интересными сюжетами, бонусными системами, чтобы их продукция продавалась.
Чем полезные онлайн-игры
Если играми не злоупотреблять, они могут помочь сбросить стресс, отработать различные навыки, обучить иностранным языкам через общение с другими игроками. Также регулярные достижения повышают самооценку.
Люди, играющие за положительных героев, стараются вести себя так же и в реальной жизни.
Игры-головоломки позволяют ребенку развить пространственное и логическое мышление, учат искать творческое решение и нестандартный подход.
Особо заинтересованные дети начинают искать лазейки и чит-коды, что развивает их компьютерную грамотность. Несмотря на богатый функционал игр, в некоторых из них присутствует возможность создания своих собственных игр.
«Изучение чатов, дающих преимущества в игровом процессе, может привести пользователя к разработке собственных игр и программного обеспечения»,
— отмечает Жанна Владимировна.
Так, есть много предложений по обучению детей программированию поведения игры и разработки интерфейса Roblox. Дети школьного возраста могут обучаться создавать игровой мир и 3D-модели для своих игр, а потом оживлять этот мир с помощью программирования на Lua.
Чем опасны онлайн-игры
«Неконтролируемое увлечение онлайн-играми несомненно вызывает негативные последствия. В особых случаях игры могут нанести вред психическому и физическому здоровью ребенка», — считает Жанна Мекшенева.
Среди серьезных опасностей можно выделить следующие.
-
Кража персональных данных, аккаунтов игровой платформы, в которые уже вложены игровой опыт и были произведены внутриигровые покупки.
-
Общение между игроками в голосовом и текстовом игровом чате часто носит сленговый характер или вообще содержит ненормативную лексику. Цифровой этикет зачастую полностью отсутствует. Также ребенок может стать жертвой кибербуллинга.
-
Платные подписки, встроенные внутренние или же несанкционированные покупки, кража денег игроками с целью оплаты своего игрового опыта и инвентаря.
-
Отсутствие активной социальной жизни, которая переносится в виртуальную.
-
Отсутствие хобби и распорядка дня. Простые удовольствия от просмотра стриминга и гейминга активируют выработку дофамина — «гормона удовольствия» — при минимальных усилиях.
-
Опасность попасть в опасную среду или столкнуться с преступниками.
Анонимность в интернете позволяет опасным людям и сообществам (онлайн-груминг, наркоторговля, секты и так далее) оставаться незамеченными и общаться с несовершеннолетними.
-
Смена мировоззрения: утеря ответственности за поведение, появление враждебности к противникам по игре, привыкание ко лжи, проблема самоидентификации. В виртуальном мире можно исполнять любую удобную социальную роль.
-
Интернет-зависимость — от навязчивых мыслей об игре и снижения успеваемости в школе до стадии клинической зависимости с потерей аппетита, истеричностью и психосоматическими нарушениями.
Как позаботиться о детской безопасности в онлайн-играх
После прочтения этого внушительного списка у родителей может возникнуть мысль, что лучшее решение — это отключить интернет и запретить доступ к компьютеру и гаджетам.
Но, во-первых, компьютеры есть в школе и у друзей. Во-вторых, запрет подогревает любопытство, развивает мозг в направлении «взлома» ограничений. В-третьих, открытая слежка может подорвать доверие у ребенка.
Есть несколько рекомендаций, которые помогут безопасно играть в интернете как детям, так и их родителям.
- Малышам до 7 лет игры в онлайн вообще запрещены. В крайнем случае на родительских гаджетах можно оставить некоторые из них в режиме офлайн или использовать «детский режим».
Например, трекер «Где мои дети», приложения Google Family Link, Kidslox, Kaspersky SafeKids, Norton Family parental control, Kids360. На компьютере с Windows 10 компания Microsoft предлагает использовать стандартную учетную запись, которая будет управляться с помощью функции «Семейная безопасность» (Microsoft Family Safety). Если используется Linux, то правами root должен обладать только взрослый администратор (через веб-интерфейс OpenWRT можно отключать доступ в интернет устройствам в ночное время, Pi-Hole позволяет вести личный единый реестр запрещенных сайтов). На мобильных устройствах детей можно вообще не использовать мобильный интернет.
-
Прежде чем использовать программу родительского контроля контента, ребенку стоит объяснить необходимость такой защиты — что это ради его же безопасности. История в браузере поможет узнать, где «наследил» ваш ребенок.
-
Прежде чем отдать игру на откуп ребенку, неплохо бы самому сначала протестировать ее на себе.
Дружите с вашим ребенком «с открытыми глазами», так вам будет легче его контролировать и договариваться об игровом трафике.
-
Желание уйти в виртуальный мир может сформироваться у ребенка из-за различных проблем — например, напряженной атмосферы дома, конфликтов в школе. Скандалы в семье по поводу ограничения доступа к виртуальной реальности ничего не решат. Здесь важно задать вопрос себе «Эти конфликты и жесткие ограничения действительно во благо ребенку? Или лучше попробовать пересмотреть свои отношения с ним?»
-
Важно честно обсудить с подростком, к чему приводит бесконтрольность времяпрепровождения в Сети.
Совместно с ребенком составьте распорядок дня, дайте ему право выбрать время на игры самому.
Незрелая детская психика не умеет перестраиваться быстро, поэтому во избежание конфликта за 5 минут до окончания «игрового трафика» ребенку надо сделать напоминание.
- В дружественной форме стоит объяснить ребенку, что нельзя выкладывать в игровом чате информацию, которая потом может быть использована для шантажа, мошенничества и травли.
Научите ребенка относиться с недоверием к информации из Сети, не реагировать на просьбы незнакомцев переслать деньги или перейти по ссылке.
Время от времени взрослому стоит проверять общение в общем чате (но не в личных переписках).
- Также надо привить ребенку мысль, что лучше получать удовольствие не от увиденного, а от того, что делаешь сам.
То есть лучше играть, чем смотреть стримы.
- В общении с подростком надо понимать, что нотации и угрозы — это не тот инструмент, который позволит вам его контролировать. Лучше использовать «мягкую силу» — это поиск новых увлечений и совместное интересное времяпровождение. Не забываем и про живое общение со сверстниками.
Однако какие бы доверительные отношения у вас ни сложились с ребенком, никогда не привязывайте банковские карты к онлайн-игре!
Ребенку, инициатива и самостоятельность которого поддерживаются и поощряются, не нужно уходить в мир фантазий, чтобы добиться успеха. Такие дети более активны и уверены в себе. Игры могут быть весьма полезными, если их грамотно сочетать с другими активностями. Помните об этом, когда выбираете в качестве подарка подписку на какой-нибудь игровой контент в облачных сервисах.
Фото: Freepik.com, Pexels-photo