Онлайн-игла для поколения Z: почему компьютерные игры делают нас лучше
В то время, когда огромное количество родителей ищут способы организовать digital detox детям, ушедшим с головой в компьютерные онлайн-игры, организаторы инженерной Олимпиады НТИ отметили интересную закономерность. Участники сильнейших инженерных соревнований умеют работать в командах и выстраивать коммуникацию, они быстрее разбираются со своей ролью и понимают задачи остальных, у них высокая способность к самообучению.
Все эти навыки крайне трудно получить в современной школе и легко приобрести в компьютерной игре.
Конечно, и эта медаль имеет две стороны. Самым критичным следствием связи игры с будущей технологической работой, пожалуй, можно считать тот факт, что в виртуальной реальности человек имеет тысячи возможностей все исправить. В технологической реальности таких возможностей может не быть вообще.
Будущее Z
Каким бы ни представлял себе будущее современный родитель, очевидно, что поколение Z будет работать с высокими технологиями, которые создаются сильными инженерными командами. Но среднестатистическая российская школа не ставит в приоритет развитие коммуникативных и кооперационных навыков.
Главным показателем эффективности работы учителей и учеников остается ЕГЭ, исключающий возможность командной работы как таковой.
Среди призеров, победителей и участников командных инженерных соревнований был проведен опрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответов. Респондентам предлагалось рассказать о плюсах и минусах компьютерных игр.
Интересно, что подавляющее большинство участников отметило очевидные преимущества, о которых редко говорят противники игр.
Более 40% рассказали, что компьютерные игры помогли им в изучении английского языка, 26% — что игры помогают обучиться работе в команде, примерно одинаковое количество респондентов (23% и 19%) рассказали об улучшении памяти и упрощении в коммуникации с людьми. Только 23% респондентов сообщили, что находятся «вне игры».
Сложности, которые появились из-за игр в общении с родителями и учителями, переживает всего 3% опрошенных подростков, а о проблемах со сном рассказало 4%. Наибольший процент жалоб — 21% — пришелся на большое количество времени, которое они занимают. 15% отметили, что игры не помогают и не мешают им.
Психолог Центра для детей и родителей «Рождество» и мама 11 детей Екатерина Бурмистрова прокомментировала данные опросы: «Нет ничего удивительного в том, что победители и участники инженерной олимпиады умеют извлекать из компьютерных игр плюсы.
Эти ребята способны контролировать время, проведенное за компьютером, значительно лучше своих родителей, залипающих в Facebook.
Но надо понимать, что такие дети — представители одной, как правило, благополучной среды. Их не приводят к психологам с проблемами компьютерной зависимости, потому что причин для ухода в виртуальный мир у них попросту нет. Компьютер в целом и игра в частности не заменяют им близкого родственника, они не пытаются с их помощью скрыться от каких-то тяжелейших проблем, например, многолетней депрессии мамы.
Игра для таких детей — способ обучения, то, чем она и должна быть.
Когда история складывается по-другому, и ребенок заменяет игрой все, что не получил, первое, что необходимо сделать родителям, предложить ему альтернативу, содержащую элементы игры и реального дела. Например, пойти на качественные курсы программирования, где будет происходить и обучение, и реальное общение.
В качестве шоковой терапии я рекомендую digital detox для всей семьи. Например, сплав на байдарках с условием, что телефон можно включить раз в сутки на 10 минут. Обязательно, чтобы в этом мероприятии полноценно участвовала вся семья».
Однако даже если современному родителю удается успокоиться на тему того, что компьютерные игры не представляют большого вреда для психики подростка из благополучной семьи, вопрос об их пользе остается открытым.
На первой в России командной инженерной Олимпиаде НТИ школьники из года в год демонстрируют результаты, которые возможно получить, умея работать в команде, обладая навыками программирования выше среднего, коммуникативными способностями и многими другими качествами, на которые в современной школе не выделяются никакие ресурсы.
Летающие коптеры и подводные роботы, способные изучать дно океана — достаточно простые примеры того, что удается сделать ребятам 13–17 лет уже четвертый год подряд. Но это не все, чего добиваются школьники.
Большое достижение участников олимпиады — алгоритмы, прогнозирующие течение онкозаболеваний на основе данных 900 пациентов Центра нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко.
Их прогнозы в два раза превысили точность прогнозов профессиональных онкологов. Сейчас алгоритм готовят к работе в реальных условиях.
Ответственный секретарь Олимпиады НТИ Алексей Федосеев поделился мнением, каким образом компьютерные игры могли помочь участникам инженерных соревнований, а каким образом помешали: «Сегодня ни одна инженерная работа не может быть выполнена в одиночестве. Во многих компьютерных играх есть сложная социальная структура: кланы, корпорации, команды, каждый из участников в них выполняет свою роль. Один сражается с врагами, другой лечит, третий считает деньги.
Понимание своей и чужой роли — критически важная вещь, использующаяся в любой инженерной коммуникации, потому что любая инженерная задача связана с расчетами, тестированием, производством.
Вторая важнейшая вещь — это формирование восприятия команды как целого, а командного результата как общего. Сегодня ребенок мало где может научиться этому, а в игре происходит и то, и другое».
Это мнение подтверждает и участник Олимпиады НТИ Тимофей Подоленчук, начавший играть в четыре года. Сейчас Тимофей учится в вузе на программиста и считает, что если бы он играл во что-то другое, выбор профессии мог бы быть иным:
«Когда ты на боевом роботе захватываешь базу вместе с шестью людьми из разных точек мира, которые бегут не в ту сторону, ты быстро понимаешь, как нужно общаться не только на русском, но и на английском языке. Не научиться коммуникации просто невозможно. Во многие компьютерные игры нереально играть без программирования. Моя мама, кстати, тоже программист, она не очень одобряла мое увлечение, поэтому мне все пришлось осваивать самому.
Это же помогло мне по-настоящему понять, что значит "гуглить", правильно формулировать запрос и находить ответ».
От простого к сложному — как строится логика обучения
«Практически все современные игры построены в логике усложнения и самообучения, — рассказывает Алексей Федосеев, — никогда не бывает так, чтобы игра слишком сложна в начале и слишком проста в конце. На самом деле история про умение учиться и осваивать новые направления и пространства зашита во многие игры.
Все обучение, которое выходит за рамки школьного мира, требует от ребенка умения учиться самостоятельно. Для того, чтобы он понял саму логику обучения, ему необходимо понять принцип «от простого к сложному», по которому построена любая игра.
Еще одно ценное свойство, которому учит игра — это умение «залипать» на какие-либо темы и не бросать их.
Современная школа редко дает возможность такому навыку сформироваться, а вот игры это позволяют.
Конечно, очень важно, чтобы ребенок мог перенести навык, полученный в игре, в процесс обучения».
Виртуально-реальный разрыв
Вероятно, если бы компьютерные игры можно было использовать как комплексный и полноценный метод тренировки навыков, необходимых в профессиях будущего, этот рынок развивался бы еще стремительнее. Но на фоне реальной пользы, которую можно извлечь и применить в будущей работе, компьютерные игры формируют привычки и навыки, оказывающие недобрую услугу будущему инженеру, программисту, специалисту по работе с большими данными.
Рассказывает Алексей Федосеев: «В любой игре человек имеет много попыток и возможностей сделать по-другому.
Это формирует привычку и понимание того, что и в обычной жизни, и в работе есть много шансов все исправить.
Такой подход неприменим к инженерии, где метод проб и ошибок стоит очень дорого, а любой работе предшествует огромное количество предварительных расчетов. Это же относится к современным интерфейсам, которые построены таким образом, чтобы в них мог разобраться любой пользователь. Это формирует риск того, что компьютер воспринимается упрощенно, а это неприемлемо для инженера.
Следующая большая проблема, которую компьютерные игры создают для своих участников, — это концентрация. Садясь за компьютер, подросток получает возможность сосредоточиться в рафинированном виде, а когда он участвует в соревнованиях, его окружают люди, шум, он испытывает чувство голода и волнуется.
Тот факт, что он привык побеждать в комфортной, удобной среде, в наушниках и отдельной комнате, очень мешает ему принимать правильные и сбалансированные решения в момент стресса, который сопровождает испытания в реальной жизни».
Игра игре рознь
Несмотря на плюсы и минусы, тема компьютерной зависимости среди подростков поднимается на массовых, а не единичных примерах. Зависимость может проявиться в комплексе проблем, в том числе медицинского характера, первая из которых — ухудшение зрения.
Как ни странно, но в век высоких технологий альтернативой им может быть настольная игра. Именно с ее помощью разработчику настольной игры «Битва Големов» и отцу Александру Казанцеву удалось добиться того, что сын стал чередовать экран гаджета и картонное поле с фигурками, кубиками и жетонами, а зрение перестало падать.
«Сегодня невозможно говорить о полном запрете компьютерных игр. Но необходимо, чтобы в жизни подростка присутствовали разные игры. Один из самых опасных мифов, связанных с компьютерными играми, заключается в том, что они якобы позволяют социализироваться. Но о какой социализации можно говорить, если ты имеешь дело с обезличенным игроком? Даже если ребенок играет вместе с папой, общения как такового не происходит. Да, безусловно, необходимо уметь договориться о чем-то в чате, но умение сделать то же самое вживую, скооперироваться, никуда не уйдет в современном мире.
Кроме того, всегда будет важно считывать эмоции соперника, партнера, кого угодно. Компьютерная игра, в отличие от настольной, таких возможностей не дает.
Абсолютно реально увлечь ребенка, повидавшего суперсовременные компьютерные игры, интересной, настольной игрой, при условии, что в нее будут интегрирована вся семья, а еще друзья, одноклассники и другие люди из важного окружения. Если получится создать такую среду, то и ситуации, когда ребенку приходится разрешать проводить уйму времени за компьютером хотя бы для того, чтобы он не чувствовал себя изгоем, не случится».
Инструкция к игре: «Не применять в одиночестве»
И эксперты инженерного сообщества, и психологи, и сами подростки сходятся в том, что никакие запреты не помешают подростку их обойти. Для того чтобы извлечь из компьютерной игры максимум пользы и минимум вреда, эта игра должна быть пройдена вместе с родителями. Во-первых, таким образом мама и папа смогут понять эмоции ребенка исходя не из собственных соображений, а прочувствовав их на практике. Во-вторых, реальное, а не виртуальное обсуждение причин побед и поражений, рефлексия, поводы для совместной радости и кратковременной грусти — именно то, что позволяет компьютерной игре не превратиться в онлайн-иглу.
«Я заметил еще одну интересную сторону, связанную с играми. Обычно люди с разными увлечениями трудно сходятся друг с другом. О чем, например, говорить футболисту и готу? Ботанику и хакеру? Раньше все эти тусовки существовали сами по себе, а игра — именно то, что их на самом деле объединяет. Миф то, что девушки смотрят на геймеров как-то иначе, чем на любых других людей. Да и начать общение в игре проще. Там сразу обнаруживается минимум один общий интерес. Думаю, что общий интерес к игре мог бы исправить конфликт века отцов и детей. Века XXI, кстати», — Тимофей Подоленчук, стаж в игре 16 лет.
Фото: пресс-служба инженерной Олимпиады НТИ