Опубликовано 05 февраля 2013, 11:11

Такие разные дети: курс на сближение

Наблюдая за тем, как дети-инвалиды в Европе или Америке веселятся вместе со здоровыми ровесниками на праздниках, обучаются в одной школе, невольно задумываешься о том, почему в России всё иначе? Пять ошибок "обычных" родителей.
Такие разные дети: курс на сближение

Такие разные дети: курс на сближение

Наблюдая за тем, как дети-инвалиды в Европе или Америке веселятся вместе со здоровыми ровесниками на праздниках, обучаются в одной школе, невольно задумываешься о том, почему в России всё иначе? Возможно, традиция изоляции «особых» детей досталась нам от советского прошлого. Матери, заботящиеся о малышах-инвалидах, не могли работать и, следовательно, больной ребёнок воспринимался обществом как обуза, а не маленький человек, нуждающийся в реабилитации и адаптации.

Сейчас отношение к «особым» детям пусть и медленно, но меняется в лучшую сторону. В детских садах открываются смешанные группы для здоровых малышей и их сверстников с различными диагнозами, разрабатываются школьные программы инклюзивного образования. Однако жизнь «обычных» и «особых» родителей пока ещё протекает в параллельных мирах. Для того, чтобы найти точки соприкосновения, обеим сторонам необходимо избавиться от некоторых мифов и предрассудков.

5 ошибок «обычных» родителей

  1. Отстранённость. Некоторые люди полагают, что, не обращая внимания на особых детей и их родителей, они тем самым проявляют тактичность. Опасаясь, что их заподозрят в любопытстве, прохожие поспешно отводят глаза от больного ребёнка. Желая сделать доброе дело, мамы стягивают с качелей своих недоумевающих чад и уводят их в дальний конец площадки, дабы не мешать малышу-инвалиду. Однако со стороны такое поведение выглядит как подчёркнутое игнорирование ребёнка, что не может не вызывать обиды у его родителей. Доброжелательная улыбка и слова приветствия способны исправить ситуацию.

  2. Повышенное внимание. Можно встретить и противоположный стереотип поведения: оказавшись рядом с ребёнком-инвалидом, взрослые активно демонстрируют дружелюбие, настоятельно просят своих детей принять его в игру и не оставляют без внимания каждый его жест или звук. Всё бы ничего, но доброжелатели постоянно подчёркивают отличия особого ребёнка от сверстников: «Дайте мальчику съехать с горки – не видите, у него ручка болит?!».

При таком подходе дети не учатся милосердию, а приходят к выводу, что их желание покататься не так важно для родителей, как прихоть чужого мальчишки. Да и «особым» родителям приходится пережить немало неприятных моментов. Кому понравится, когда кто-то кричит на весь двор о недуге твоего ребёнка?

Проявляя внимание и участие, не нужно навязывать свою помощь. Самая лучшая поддержка для «особого» ребёнка и его родителей – возможность почувствовать себя обычным, самым заурядным. Предложите ему принять участие в общей игре, но не требуйте от других детей, чтобы они отвели ему самую главную роль. Попросите детей соблюдать очередь, не толкаться, не заостряя их внимание на том, ради кого принимаются эти меры предосторожности.

  1. Отсутствие объяснений. Замечая некоторые особенности внешности или поведения ребёнка-инвалида, дети задают множество вопросов и ему, и взрослым. Однако последние часто накладывают табу на обсуждение темы чужого здоровья: «Этот ребёнок болен - сто тут непонятного?!».

Однако в понимании детей «больной» – значит, «заразный». То есть такой, от которого лучше держаться подальше. Кроме того, дети приходят к выводу, что их «особый» сверстник слабее, медлительнее и глупее их. Подобные установки накладывают очень негативный отпечаток на его авторитет и репутацию. Не бойтесь рассказывать детям о существующих заболеваниях!

Пусть они знают о ДЦП, слепоте, тугоухости и других недугах. Разве справедливо, что дошкольники знают всё о далёких планетах и вымерших динозаврах, но не имеют ни малейшего представления о проблемах, существующих рядом с ними? Читайте вместе медицинские энциклопедии, узнавайте об удивительных компенсаторных возможностях человеческого организма. Ребёнку будет интересно узнать, что слабовидящие дети прекрасно ориентируются по звуку, а многие из тех, кому поставлен диагноз «аутизм», обладают уникальными математическими способностями.

  1. Уверенность в собственной непогрешимости. Многие люди забывают о простом законе логики: «Все селёдки – рыбы, но не все рыбы – селёдки». Часто слыша о том, что в семьях людей с психическими расстройствами, а также у алкоголиков и наркоманов рождаются больные дети, они полагают, что справедлива и обратная закономерность. Поэтому, видя «особого» ребёнка, такие взрослые понимающе кивают: «Что поделать, дурная наследственность!»

При этом их переполняет гордость за чистоту собственных генов и безупречный моральный облик. К сожалению, рождение малыша с проблемами развития может быть результатом спонтанных мутаций генов в момент зачатия. А уж от инфекций, травм, приёма лекарств во время беременности или после родов никто не застрахован. Сколько детей стали особыми вследствие врачебной ошибки или несвоевременного оказания медицинской помощи! Так что, если у вас здоровый ребёнок, – вам просто повезло, потому что кто-то другой взял на себя статистические риски.

  1. Нетерпимость. Видя импульсивность или вспышки агрессии особых детей, некоторые взрослые воспринимают эти проявления как распущенность. Им кажется, что родители не занимаются своим чадом или слишком много ему позволяют. Однако поступки особого ребёнка нужно сравнивать не с поведением здоровых детей, а с тем, как ведут себя его ровесники с таким же заболеванием.

Следуя этому принципу, можно увидеть, что малыш, наоборот, демонстрирует большие успехи. Например, если ребёнок при встрече похлопывает всех ладонью, не нужно расценивать это как выражение негативных эмоций. Поинтересуйтесь у родителей малыша, что это означает. Вполне возможно, что таким образом он выражает желание пообщаться.

1 из 2

Предыдущая5 ошибок «особых» родителей: