Умение самостоятельно надеть штаны и футболку ничуть не уступает по важности умению различать цвета или складывать числа. Особенно оно важно для малышей, которым предстоит идти в детский сад. Привычный для взрослых процесс у ребенка может занять долгое время и растянуться на несколько лет. Умение самостоятельно надеть штаны и футболку ничуть не уступает по важности умению различать цвета или складывать числа. Особенно оно важно для малышей, которым предстоит идти в детский сад. Один из сильных стрессов в период адаптации испытывают дети, которым в первые же дни приходится столкнуться с тем, что нужно самим натягивать после сна колготки, а также переодеваться на физкультуру и прогулку. Привычный для взрослых процесс у ребенка может занять долгое время и растянуться на несколько лет: двухлетка еще только учится надевать носки, а первоклассник, наконец, справляется с завязыванием шнурков. Моментов раздражения не счесть: вечная утренняя спешка, слезы от того, что не получается просунуть ноги в разные штанины, бегунок молнии никак не попадает в нужный проем, а голова норовит залезть в отверстие для рукавов. Спокойствие, только спокойствие. Родительская задача – набраться терпения, осваивать навыки одевания постепенно, а также максимально упростить процесс.Куртки, кофты и все, что можно надеть через головуесли ребенку еще не исполнилось трех лет, скажите «нет» многочисленным пуговицам и пряжкам – маленькие пальцы пока не готовы к таким хитростям; достаньте младенческие одежки и предложите потренироваться в их надевании на мягкой игрушке или кукле. Девочки, как правило, учатся одеваться быстрее мальчиков, потому что у них есть замечательный навык – они любят наряжать кукол; с толстовкой-худи на молнии легко справиться, если сначала надеть на голову капюшон, а уже потом засовывать руки в рукава; выбирайте футболки и кофточки с принтами и яркими рисунками спереди, чтобы ребенок легко отличал перед и спинку; на однотонной одежде покажите, что ярлык всегда пришит сзади, а если вы отрезаете ярлыки, сделайте на вороте пометку перманентным маркером; у любой одежды, которая надевается через голову, должна быть не тугая, эластичная горловина; покажите ребенку, что в воротник нужно просовывать макушку, а не лицо; разложите куртку на полу и покажите, как, сев спиной к куртке, можно продеть руки в рукава, а затем накинуть куртку на плечи. Если куртка с капюшоном, то, как и в случае с худи, проще всего сначала надеть капюшон на голову, а потом засунуть руки в рукава; покажите, как придерживать концы рукавов кофточек и рубашек, просовывая руки в рукава куртки.растягивайте свежевыстиранные колготки, засунув в них руку – так ребенку будет легче их надевать. В связи с этим не выбирайте слишком уж тонкие колготки, им и так предстоит много испытаний; - основная проблема надевания колготок в том, что дети сразу засовывают в них ногу, а не собирают колготки гармошкой. Поэтому можно разбить процесс надевания колготок как самого сложного предмета одежды на несколько этапов. Сначала потренируйтесь делать гармошку, но помогите с натягиванием. В следующий раз пусть ребенок сам засунет ногу в собранную «гармошку» и найдет пятку. В третье упражнение – наденет колготки до колен. Как только эти действия будут получаться, останется научиться одному – натягивать колготки до талии. Хотя, если у ребенка получается натянуть колготки и без «гармошки», можно отстать от него с более удобным способом надевания. В свое время он сам до него додумается; научите, как отличить переднюю и заднюю сторону колготок по количеству швов; многим девочкам вместо колготок надевают леггинсы с высокими носками или гольфами; выбирайте носки с ярко-выраженной пяткой и на размер больше (так их легче будет надеть), но с плотной резинкой. Покажите, как засунуть ногу внутрь носка, а затем подтянуть пятку на нужное место.маленькие дети не умеют балансировать на одной ноге, поэтому для надевания брюк им необходимы стул или скамейка по росту (хотя многим удобнее одеваться на полу или на кровати); сначала учимся поочередно засовывать ноги в штанины. Начать лучше всего с шортов и делать это вместе, сидя рядом. Покажите на собственном примере, что одна нога должна приземлиться на пол и уже после этого можно просовывать в штанину вторую ногу; до 3-4 лет оптимальными будут брюки и юбки с эластичным поясом, следующей ступенькой может быть одежда на кнопках. А уже затем можно переходить на пуговицы.проверяйте молнии на одежде при покупке: они должны быть с крупными зубцами и язычком, чтобы ребенок мог легко ухватить его пальцами и вставить в проем. Учиться застегивать молнию можно сначала на снятой кофте, а затем уже – на надетой; на язычок молнии для удобства застегивания можно повесить небольшое кольцо или брелок; особенно сложные пуговицы можно пришить к одежде эластичной ниткой, так ребенку будет легче просовывать их в петли; если на одежде есть кнопки, покажите малышу, как придерживать основание пальцами, а затем накрывать его второй половиной кнопки до щелчка.в первые две зимы лучше отдать предпочтение варежкам, а к трем годам дети обычно легко осваивают искусство надевания перчаток, находя домик для каждого пальца; лучше избегать завязок на шапках, выбирая модель на липучке или не требующую завязывания; заведите традицию, заходя в помещение, прятать перчатки в карманы куртки.до 5-6 лет старайтесь не покупать обувь на шнуровке, самая простая для маленьких рук застежка – это липучки; проще всего учиться обуваться летом, когда ребенок носит легкую обувь; удобнее всего обуваться, сидя на скамейке, ступеньке или маленьком стуле; научите ребенка различать лево и право. Для этого можно наклеить на задники обуви буквы Л и П или два смайлика на боковой поверхности, которые будут смотреть друг на друга, если ботинки поставить правильно. Пусть после прогулки малыш сам ставит свою обувь на полку так, чтобы ботинки «дружили»; учимся обуваться в три шага: 1. Покажите, как собирать вместе пальчики, а не расставлять их. 2. Предложите спрятать пальцы внутри ботинок 3. Попросите просунуть ножку до конца, чтобы пальцы достали до носка ботинок; покажите, что держать сапожки нужно, засунув два больших пальца внутрь. А если у ребенка обувь с меховым вкладышем – вкладыш нужно удерживать вместе с сапогом. - учимся разуваться в два шага: 1. Придерживаем задник пальцами (в первое время это делает родитель) 2. Высовываем ногу из обуви. Если ботинки или сапоги на молнии, потренируйте навык – сначала расстегнуть молнию до конца и только затем вытягивать ногу.сначала учимся вязать узелки. Для облегчения процесса лучше всего взять шнурки двух разных цветов. После того, как узелки будут освоены, ребенок легко научится завязывать на себе шарф. А уже потом можно учиться завязывать шнурки на бантик; для поддержания интереса позвольте ребенку практиковаться на разной обуви членов семьи;Подстройте уроки одевания под период «я сам!» - это лучшее время для поддержания инициативы. Позволяйте одеваться самому, особенно если ребенок настаивает. Делайте исключение только для действительно важных случаев, когда очень нужно поторопиться.Если хотите помочь, поддержите сначала не действием, а советом. Выбирайте простые вещи для повседневной носки. Праздничные платья и модные рубашки на мелких пуговицах прекрасны, но надевать их, скорее всего, будете вы, а не ребенок. Советуйтесь с детьми по поводу выбора одежды. Малыши с бОльшим удовольствием надевают полюбившиеся им вещи. Если ребенок надел вещь неправильно, но сам, не спешите переодевать его сразу же – ведь он старался. Нет ничего страшного в том, чтобы час-другой походить в майке, надетой задом наперед, а потом «заметить» непорядок и предложить переодеться. Все детсадовцы время от времени ходят с колготками наизнанку и носками разного цвета, так что сразу понимаешь: сами одевались. Но какой же это у них повод для гордости!
Рассказываем о распространенных заблуждениях родителей детей старше 10 лет. Подход к воспитанию зависит от возраста ребенка. Мы подготовили цикл статьей про ошибки, которые мамы и папы допускают при воспитании детей — от рождения до совершеннолетия. В первой статье мы рассказали о заблуждениях и промахах в первые три года после рождения малыша. Во второй предостерегли от ошибок при воспитании дошкольников – детей от 4 до 7 лет. В третьей статье мы рассказали о том, как не надо воспитывать школьников 7-10 лет, которые еще не вступили в переходный возраст. В заключительной части нашего цикла знакомим вас с самыми распространенными промахами в воспитании подростков. Боже, разве такого изверга мы растили? Переходный возраст – сложный период и для самого подростка, и для всей его семьи. Главная задача подросткового кризиса – сепарация, то есть психологическое отделение ребенка от родителей. Под влиянием физиологических процессов дети в переходном возрасте бывают агрессивными и невыносимыми в общении с домочадцами. Но, чтобы сепарация состоялась, природа часто работает в двух направлениях.– отмечает известный российский психолог Людмила Петрановкая.При этом эксперт сравнивает подростков с конструкцией, которую разобрали, но не успели собрать. Или с животными, которые меняют свою кожу: старую уже сбросили, а новая еще не появилась. В таком состоянии подростки очень ранимы, хотя внешне могут напоминать беспощадных бунтарей. Многие родители неверно истолковывают такие трансформации и часто признают свою родительскую несостоятельность: «Мы его не узнаем! Кого мы вырастили?» Не спешите делать выводы – продолжайте любить и поддерживать. Этот бунт не бесконечен.Да ему на все наплевать! А иногда подросток может выглядеть как непробиваемая стена. Но вместо того, чтобы найти в ней дверь, родители часто устраивают осаду.Это своеобразный защитный механизм, который помогает ребенку в переходном возрасте не участвовать в болезненных для него ситуациях. Понимание, от чего защищается подросток, поможет отыскать ту самую дверь и наладить контакт. Надень теплые носочки, а то простудишься. Куда пошел? Ты еще кашу не доел! Сама природа работает на то, чтобы увеличить дистанцию между родителями и детьми. Но иногда и она бывает бессильна. Родители сами не замечают, как забота превращается в опасное явление – гиперопеку. При этом она часто сопровождается различными запретами, чрезмерным контролем, отсутствием у ребенка права принимать свои решения. «Дай лучше я сделаю, а то опять что-нибудь начудишь» – вот так родители «заботятся» о сыне или дочери и губят на корню всю их уверенность в собственных силах.Из-за этого юноша или девушка еще долгое время не смогут обрести самостоятельность. Неотработанный подростковый кризис часто приводит ребенка к психическим расстройствам во взрослом возрасте: например, зависимому расстройству личности или неврозу.А ну выключил компьютер и подошел сюда! Ограничивать ребенка в гаджетах полезно, но не в такой ультимативной форме. Во-первых, важно правильно переключать внимание подростка с одного занятия на другое. Вместо «А ну выключил компьютер» лучше сказать:Во-вторых, ограничение в гаджетах без альтернативы досуга закончится лишь конфликтом. Так что стоит почувствовать разницу между отцовскими фразами «Хватить сидеть в интернете!» и «Саня, а пойдем погоняем в футбол!» Перестань с ними общаться – эти твои «друзья» нам не нравятся! Как бы хорошо родители ни знали своих детей, они не могут решать за них, с кем им дружить, а с кем нет. Подросток сам выбирает свое окружение. Конечно, парень с татуировкой на лице может вызывать у родителей подозрения, и, возможно, эти подозрения совсем не на пустом месте. Но стоит взять себя в руки и удержаться от резких заявлений.Поэтому лучше в непринужденном разговоре выяснить, чем эти приятели интересны для вашего ребенка. И если действительно есть угроза плохого влияния, аккуратно объяснить свои предположения.Покажи-ка, что тебе там в соцсетях пишут! «Разве тебе есть что от меня скрывать?» – подобные фразы также ставят под угрозу стремление подростка к автономии.Если в семье не уважают чужие границы, то ребенок, скорее всего, в будущем столкнется с двумя основными проблемами. Во-первых, он сам начнет вторгаться в личное пространство окружающих – это не позволит выстроить ему здоровые отношения ни на работе, ни в личной жизни. Во-вторых, он не будет способен отстоять свои собственные личные границы, а этим не преминут воспользоваться недобросовестные люди. О том, как сохранять личное пространство в семье, читайте в статье на «Летидоре». Вон посмотри – у отца куртка дешевле твоей! А ты неблагодарный! Ставить деньги и благодарность на одну чашу весов – опасная затея. Разделение материальных благ и ценности отношений между близкими людьми должно быть с самого раннего детства. Однако с возрастом ребенок начинает проявлять все больший интерес к деньгам.В итоге некоторые мамы и папы начинают припоминать, сколько они заплатили за крутые кроссовки и джинсы из новой коллекции, и давить на чувство вины. Вместо того чтобы посвятить ребенка в финансовые дела семьи и объяснить, что настоящие отношения не зависят от денег: «Мы не можем дать тебе такую сумму, потому что откладываем на ремонт», «Ты пока не можешь сделать такой дорогой подарок своей девушке, но ничего страшного, ведь самое ценное – это внимание». А что ты такого сделал (а), чтобы так уставать? Это обычная лень! Многие родители замечают, что взрослеющие дети становятся очень ленивыми. Но не спешите обвинять подростка: «Совсем уже обленился! Целый день в гаджетах сидишь и устаешь!»– объясняет психолог.Дело в том, что за год ребенок может вырасти на 12 см, и из-за быстрых изменений в организме происходит раскоординация работы систем — гормональной, сердечно-сосудистой, нервной. А перепады сосудистого и мышечного тонуса приводят к скачкам физического состояния: подросток то часами играет в футбол, то в обессиленном состоянии целый день лежит на диване. Что в этом случае делать? Психолог советует с пониманием отнестись к потребности подростка иногда просто полежать на диване, глядя в потолок. А вот если такое состояние постоянно и периодов активности не наблюдается, то речь может идти об апатии – в таком случае ребенка важно показать врачам и психологу, а не возмущаться: «Что ты как тюфяк разлегся на диване?»На день рождения собираешься? А если у меня давление поднимется? Для подростков очень важно обращение со сверстниками. Но некоторым родителям кажется: «Родная мама дороже друзей! Пусть лучше дома остается».В ход идут токсичные фразы, с помощью которых мамы и папы перекладывают ответственность за свое здоровье и жизнь на плечи подростка. Что в будущем ожидает таких детей? Глубинное необоснованное чувство вины и, возможно, социофобия (если при этом родители не скупились на фразы типа «Тебе лучше туда не идти, а то ты там что-нибудь не то ляпнешь – ребята над тобой посмеются»). Не дай бог вернешься слишком поздно! Если эгоистичные родители не дают подростку социализироваться, то тревожные воображают себе различные беды, которые подстерегают ребенка на каждом углу. Да, родительское волнение оправдано, но то же слово да по-другому бы молвить. Попробуйте объяснить подростку:Договоритесь, чтобы он сообщал вам о своих перемещениях. Разговор важно выстраивать без угроз, требований и ультиматумов. Если увижу, что куришь – рот порву! Некоторые родители предпочитают бороться с вредными привычками подростка с помощью запугивающих фраз: «Если увижу, что куришь – рот порву!», «Если возьмешь сигарету в руки – пальцы выкручу!» Заявления страшные, громки и варварские. Смогут ли родители осуществить свою угрозу? Большинство, к счастью, нет. А меньшинство окажется на скамье подсудимых за умышленное причинение здоровью несовершеннолетнему. Так что делать, если вы узнали, что ваш подросток курит?Когда подросток поймет, что это уже не тайный и запретный плод, в доверительной беседе он может рассказать вам о причинах своего курения. Они могут быть разными, в том числе нелепыми. Но смеяться над ними не стоит, лучше без повышения голоса предупредить о последствиях. Рак легких в будущем для многих подростков выглядит менее устрашающим, чем вонь изо рта, желтые зубы и обострение юношеских прыщей уже сегодня. Для девушек такие доводы окажутся особенно значимыми. О возможных причинах подросткового курения и о том, как правильно на него реагировать родителям, читайте в статье на «Летидоре». Сделаешь татуировку – выжгу утюгом! По сути, здесь ситуация та же, что и с курением. Но у нас есть отдельная подсказка, как отговорить ребенка от татуировки.А ты только своими прыщами гордиться можешь Пока одни родители не понимают, как можно делать своему ребенку замечания по поводу внешности, другие шипят: «Спрячь свой жирный живот под майку, не позорь меня!» и сетуют: «Жаль, что у тебя нос картошкой, а ведь мог бы быть греческим, как у всех женщин нашего рода». Увы, есть родители, которые за проступки начинают не только критиковать умения: «Руки не из того места растут», но и выискивать физические недостатки: «Ты только своими прыщами гордиться можешь!» Эти родители тоже любят своих детей, но они почему-то считают, что упоминание про «недочеты» внешности заставят ребенка запомнить свой промах и больше так не делать. И это огромное заблуждение!Это верный пусть к избегающему расстройству личности, которое сложно поддается лечению даже у психотерапевта. Ты почему вчера так поздно вернулась? Завтра идем к гинекологу! (Для мальчиков: «Ты не по девочкам бегай, а об учебе думай!») В подростковом возрасте разговоры о сексе – это уже далеко не беседы об устройстве нашего тела и половых органах. Этим нужно было заниматься раньше, и вот почему. Сейчас с ребенком важно обсудить вопросы полового созревания, а также заболеваний, которые передаются половым путем.Отсутствие информации, запреты и недоверие к сыну или дочери приводят к тому, от чего родители обычно убегают. Выдавать ли подростку презервативы? На этот вопрос вы сможете ответить себе только сами. А если есть сомнения, предлагаем узнать, что по этому поводу думают психологи. Загляните в эту статью на «Летидоре». Фото: Depositphotos, Freepik.com О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!