7 устаревших стереотипов о мальчиках и девочках, от которых срочно пора избавиться
Читайте научные развенчания мифов© pexels
Какие широко распространенные мнения о различиях между мальчиками и девочками основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы? Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию.
Оказалось, например, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха.
В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче.
У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. Американские психологи Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства чем различий. Чтобы выяснить, насколько ваши представления верны, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны, а затем сравните свои предположения с научными фактами.
Выводы психологов опубликованы в книге Бюро ЮНЕСКО в Москве и журнала PSYCHOLOGIES «Наши подростки. Воспитывать. Понимать. Любить», отрывки из которой мы приводим в статье.
Стереотипы
1. Девочки более общительны, чем мальчики.
2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.
3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.
4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением.
5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.
6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.
7. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.
8. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.
9. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики — к зрительным раздражителям.
Факты
1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.
2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценки, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере общения, а мальчики гордятся своей силой.
3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте,
причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.
5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.
6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков,
повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.
7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже — на девочек.
Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.
8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.
9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.
Фото: pexels, Depositphotos