Это перспективно: 5 признаков, что у вас растет будущий инженер
Рассказывают эксперты© Depositphotos
Об этом «Летидору» рассказали эксперты университета «Синергия»: старший преподаватель кафедры психологии Анна Гусева и директор факультета робототехники университета «Синергия» и отец двоих детей Андрей Волостнов.
«Мы работаем с детьми разного возраста. Начиная с 6–7 лет обучаем базовым навыкам конструирования и программирования в рамках лагеря. Для подростков – учеников 9 и 11 классов проводим мастер-классы в школах. Практика показывает, что уже в раннем возрасте у ребенка проявляются определенные паттерны поведения, свидетельствующие о наличии у него способностей к инженерии», – говорит директор факультета робототехники Андрей Волостнов.
Как отмечает эксперт, в России дефицит инженеров-робототехников уже к 2030-му году вырастет до 66 тысяч человек, так что в интересах родителей обеспечить ребенку возможность развиваться в одной из самых перспективных и востребованных в мире профессий.
Как понять, что у вашего ребенка есть способности?
Итак, будущий инженер…
…разбирает игрушки, чтобы понять, как они работают
Зачастую дети пытаются разобрать игрушку или устройство, чтобы посмотреть, что внутри. Будущие инженеры не просто проявляют любопытство, но и стремятся выявить причинно-следственные связи.
Например, понять, почему загорается лампочка и что нужно сделать, чтобы она загорелась.
…любит упорядочивать и раскладывать вещи по полочкам
«Дети-инженеры склонны анализировать, измерять, раскладывать по полочкам, корпеть над малозаметными деталями. Им нужен упорядоченный окружающий мир. Зачастую они дотошны и стремятся к достижению идеального результата в любой деятельности», – отмечает старший преподаватель кафедры психологии Анна Гусева.
…всегда доводит дело до конца
Стройка, лепка, рисование – дети моментально переключаются с одного занятия на другое. Рисунки и поделки зачастую оказываются не окончены. Для ребенка естественно желание успеть попробовать как можно больше, ведь в мире столько всего интересного.
Но есть дети, которых отличает скрупулезное внимание к деталям.
У таких детей нарисованная собачка никогда не останется без хвоста.
«В инженерии многое получается не сразу. Приходится долго разбираться, что к чему, и не бросать затею на полпути. Дети, умеющие сосредоточиться на чем-то длительное время и довести начатое до конца, лучше приспособлены к решению сложных инженерных задач, требующих усидчивости и самодисциплины», – объясняет Андрей Волостнов.
…имеет развитое пространственное мышление
На математических занятиях, конкурсах и олимпиадах в 5–6 классах традиционно используются задачи с кубиками, способствующие развитию пространственного воображения. В частности, ребятам предлагается нарисовать кубик и раскрасить его грани в разные цвета или определить расположение рисунков на гранях соответственно заданной развертке.
Примерно в том же возрасте дети приходят в робототехнику, где учатся собирать и программировать роботов, используя специальные конструкторы. Предрасположенные к инженерии ребята проявляют себя уже на втором-третьем уроке:
они лучше сверстников понимают инструкцию с 3D-рисунками и справляются с заданиями быстрее других.
Впрочем, желание собрать конструктор и вовсе без инструкции, руководствуясь лишь собственным представлением о том, как оно должно быть, говорит о способности мыслить творчески и находить нестандартные решения. Весьма полезные качества для будущего инженера.
…любит анализировать
«Покажите ребенку, что такое шахматы и шашки. Вы сразу поймете, есть ли у него способность к аналитике и прогнозированию и насколько развито умение мыслить стратегически», – советует Анна Гусева.
Интерес к исследовательской деятельности, математические способности, умение считать и оперировать деньгами в раннем возрасте, острый ум и наблюдательность также характерны для будущих инженеров.
Такие дети логичны и последовательны, постоянно строят какие-то гипотезы и, как правило, делают верные выводы из предпосылок.
…интересуется домашней техникой
«Есть множество других признаков, по которым можно выявить интерес и склонность ребенка к инженерии. Одни стремятся прийти на помощь взрослым в решении технических вопросов: “Не работает пылесос? Дайте я разберусь!” Другие с удовольствием читают художественную литературу и научную фантастику, что способствует развитию кругозора, творческого мышления и интеллекта в целом», – добавляет Андрей Волостнов.
…в своих рисунках использует более строгие линии (теория пока не доказана)
Также есть мнение, – впрочем, не подкрепленное научными доказательствами, – что дети с техническим мышлением используют в своих рисунках и поделках более четкие, геометрически выверенные, строгие формы и линии, в то время как у творческих личностей они чаще округлые, мягкие и расположены хаотично.
Как отмечает Анна Гусева, не стоит расстраиваться, если у вашего ребенка не обнаружилось способностей к инженерии, ведь все дети талантливы по-своему:
«Кому-то природой "отсыпано" больше талантов, зато другой более трудолюбив. Необходимо дать шанс каждому проявить свои способности. При этом отсутствие каких-либо качеств не означает, что их невозможно воспитать и развить. Предназначение родителей – гармонично, всесторонне и без давления развивать малыша, не пытаясь сделать выбор за него. Если у ребенка есть интерес и склонность к какой-то профессии, задача родителя – поддержать его и обеспечить возможность совершенствоваться в выбранном направлении».
Фото: Depositphotos