Как распознать способности ребенка: колонка психолога и многодетной мамы

Здесь вы найдете простые рекомендации, которые помогут рассмотреть в малыше потенциал и развить его в правильном направлении.

Рассказывает Екатерина Казак, психолог, автор детской игры «Мир в конверте» и мама троих сыновей.

Екатерина Казак

В современном мире ребенок погружается в учебу и подготовку к взрослой жизни с самого маленького возраста.

Кто-то из родителей усердно претворяет в жизнь советы известного японца «После трех уже поздно», другие выстраивают расписание занятий с 4-5 лет, но абсолютно все озабочены вопросом, как же правильно выбрать тот набор развивающих занятий, который подойдет именно моему ребенку и, возможно, станет отправной точкой для дальнейшего обучения.

Когда ребенок еще совсем мал, важно дать ему возможность играть с самыми разными игрушками.

Это вовсе не означает, что их должно быть очень много, но игрушки обязательно должны быть разнообразными.

При этом родителям необходимо принимать активное участие в жизни и раннем развитии малыша: играть с ним, следить за его реакцией, предлагать ему новые активности, анализировать обратную связь.

Привлекают ли ребенка книжки или игрушки? Изображения животных или абстрактные картинки? Помогает ли ребенок на кухне, на даче? Нравятся ему активные игры или он предпочитает рисовать и собирать конструктор? Из этих частичек постепенно и складывается общая картина, позволяющая с определенной точностью предположить, что же будет для вашего ребенка приоритетом на ближайшие годы, а возможно, и на всю жизнь.

Выбирая развивающие занятия, надо принимать во внимание и темперамент ребенка:

• Усидчивым, спокойным малышам хорошо подойдут творческие занятия, где требуется терпение и внимательность.

• Активным и непоседливым детям надо подобрать занятия, где можно выпустить свою энергию.

Shutterstock/VOSTOCK

Иногда родители считают, что определенная секция или кружок может исправить недостатки (по их мнению) ребенка и развить противоположные качества. Также некоторые взрослые стремятся удовлетворить через своего ребенка собственные нереализованные мечты детства.

Я против насилия над детьми в любом его проявлении.

Но ждать, пока сын или дочь сами сообщат вам, что их интересует, не стоит. Учитывайте постепенное созревание сознательности примерно к 10-12 годам. К этому времени некоторые нераскрытые способности уже не смогут быть реализованы в полную силу. Поэтому наша задача как родителей — предоставить выбор ребенку пробовать себя в самых разных областях творчества и знаний.

Если вы попали в точку и нашли занятие, которое и увлекает ребенка, и раскрывает его потенциал, то пришло время оценить свои материальные и временные возможности.

Не стоит забывать, что талант — это всего лишь 10% успеха, а остальные 90% — это труд ребенка и вложения родителей.

Ответьте себе на вопросы, что для вас будет успехом — международные соревнования, профессиональный спорт или даже будущая профессия (музыкант, художник, актер и тому подобное)? Или достаточно хорошей осанки, крепкого здоровья и основных навыков? Готовы ли вы к выездам на конкурсы, сборы, соревнования, зачастую в ущерб интересам других членов семьи и учебе?

Меня этот вопрос волнует уже не впервые, сейчас наступает время младшего сына проявить свои наклонности, и я хотела бы поделиться уже накопленным опытом.

Мой старший ребенок начал проявлять интерес к математике с самых малых лет. У нас были объемные игрушечные цифры, и сын всегда отдавал предпочтение им — он с ними ел, спал, купался. Когда ребенку было почти 4 года, мы стали заниматься с ним шахматами. Интерес к шахматам у сына был огромный, в 4 года он уже разыгрывал партии. Вполне логично, что в 6 лет мы отдали его в шахматную школу, примерно в этом же возрасте у него еще добавились уроки музыки.

Сын схватывал все на лету, у него все получалось. Но занятия в шахматной школе — это спорт.

Shutterstock/VOSTOCK

Расписание всей семьи здорово поменялось, мы все жили от турнира к турниру, каждые выходные приходилось выезжать на соревнования, которые длились по 2-3, иногда по 4 часа. И такой нагрузки мы не выдержали, у ребенка начались истерики.

Нужно было выбирать что-то одно: занятия шахматами или музыкой. Сын выбрал музыку. Считаю, что тогда мы вместе сделали правильный выбор. Сейчас сын учится в 6 классе, у него по-прежнему в голове цифры и числа, он рассуждает о красоте числа π, но музыка для него — это отдушина и вдохновение.

Со средним сыном получилась другая история. Он всегда любил бороться дома с папой, побузить с братом и хотел заниматься борьбой. Муж в детстве занимался самбо, и мы с радостью нашли для сына хорошего тренера и записали в секцию самбо. Сын отлично тренировался, прекрасно защищался, все складывалось очень хорошо до тех пор, пока на тренировке он не сломал ключицу. После этого у ребенка появился блок, страх, он стал бояться и ни в какую не захотел возвращаться к занятиям самбо.

Так бесславно закончился его спортивный путь, но это дало нам возможность найти другие занятия, в которых сын раскрыл свой потенциал.

Не забывайте, что ребенок гибок и многогранен: удивительно, насколько быстро и внезапно может меняться вектор его интересов.

Shutterstock/VOSTOCK

В некоторых школах осознанно не торопят с выбором специализации до 9 класса, позволяя детям начальную и почти всю среднюю школу развиваться разносторонне. Мне близок такой подход, это позволяет детям в более осознанном возрасте отдать предпочтение тем или иным предметам.

И самое главное — любите своего ребенка, помогайте ему, принимайте активное участие в его жизни. Если он будет чувствовать полноценную поддержку своих родителей в каждый момент своей жизни, он раскроется, как цветок под лучами солнца, и повернется в ту сторону, которая ему наиболее близка и комфортна. Я думаю, что только так можно вырастить своих детей не только успешными, но и счастливыми.

Фото: Shutterstock/VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп