Как защитить ребенка в мессенджерах: 4 простых правила безопасности
Большинство детей активно пользуются приложениями для общения© Depositphotos
По данным «Лаборатории Касперского», у каждого второго ребенка 4-6 лет уже есть собственный смартфон или планшет, а к 11-14 годам этот показатель достигает 97%.
При этом значительную часть времени в онлайне дети, как и взрослые пользователи Сети, проводят в приложениях для общения.
Это не просто дань моде, а необходимость: благодаря мессенджерам, можно поддерживать связь с родителями, общаться с друзьями и одноклассниками, узнавать новое и, конечно, учиться. Отказаться от этого полезного инструмента невозможно, да и не следует: вместо этого нужно научить детей правилам цифровой безопасности, чтобы защитить их от потенциальных угроз в сети.
Вместе с экспертами Viber — мессенджера для звонков и быстрого обмена сообщениями — мы подготовили подборку советов для родителей по безопасной онлайн-коммуникации.
Следите за тем, кто может писать ребенку
Самый очевидный источник опасности в сети — незнакомцы, поэтому мессенджер, особенно у ребенка-младшеклассника, должен использоваться только для общения с теми, с кем ребенок знаком лично: одноклассники, учителя, родители и близкие родственники.
Проверьте и установите настройки мессенджера так, чтобы незнакомые пользователи не могли находить аккаунт вашего ребенка (в том числе видеть его фото и возраст в профиле), а также первыми писать ему. Чтобы сам ребенок был осторожнее, объясните ему, что при онлайн-общении собеседник может легко выдать себя за другого человека. При переписке с незнакомцами невозможно предугадать их истинные мотивы и узнать, кто на самом деле скрывается за безобидными аватарами и никнеймами.
Создайте список правил поведения в мессенджерах
Общие правила безопасности в мессенджерах одинаковы и для детей, и для взрослых. Вместе создайте краткий список и обсудите каждый его пункт с ребенком. Если он будет понимать, зачем следовать тому или иному правилу, он с гораздо большей вероятностью будет их соблюдать, зная, что это не просто родительские причуды.
Научите ребенка не переходить по незнакомым ссылкам, не открывать сообщения от подозрительных адресатов, не передавать личную информацию и следить за содержанием сообщений.
В зависимости от возраста сына или дочери правила будут меняться: адаптируйтесь к ситуации и не забывайте о цифровой безопасности сами.
Ребенку стоит запомнить перечень информации, которую нельзя сообщать онлайн, например:
• данные геолокации и адреса (дома, школы, бабушки),
• личные данные (документы, номера телефонов — свои и родителей),
• финансовую информацию (рабочие должности и зарплаты родителей, финансовая ситуация в семье, наличие у самого ребенка карманных денег и, конечно, номера банковских карт),
• ближайшие планы семьи (отпуск, поездки в гости и так далее).
К отправке и публикации фото и видео тоже стоит подходить осторожно, так как они могут лишний раз привлечь внимание злоумышленников или содержать информацию, не предназначенную для третьих лиц.
Для того чтобы выработать привычки безопасного поведения в мессенджерах, их нужно тренировать. Научите ребенка распознавать угрозы — например, в формате игры предложите ему определить, на какое сообщение можно ответить, кого из нескольких выдуманных вами персонажей можно добавлять в друзья и как реагировать на те или иные сообщения. Благодаря этому получится не только закрепить правила в памяти, но и научиться следовать им «на автомате».
Развивайте у ребенка навыки общения и цифровой гигиены
Методы злоумышленников очень схожи в жизни и онлайне. Поэтому как в реальном мире, так и в мессенджерах, ребенку важно уметь общаться и защищать себя.
Дети и подростки должны уметь оценивать онлайн-контент и сообщения. Это поможет им выработать устойчивость к самым различным факторам риска, с которыми они могут столкнуться в сети: от попыток завладеть персональной информацией с помощью социальной инженерии до онлайн-буллинга или отправки ложной информации. Советы по обучению детей правильному онлайн-поведению доступны на специализированных ресурсах, таких как сайт международной организации ЮНИСЕФ или портал kids.kaspersky.ru.
Навыки цифрового общения и взаимодействия с информацией необходимы уже сейчас, а с дальнейшим развитием технологий станут еще более востребованными.
Детям, которые проводят много времени в онлайн-мире, особенно важно критически оценивать даже тот контент, который, на первый взгляд, кажется привлекательным и убедительным.
Полезным упражнением станут три важных вопроса, которые ребенок может задавать себе об информации, которую видит в интернете: кто, что и зачем?
• Кто — кто разместил контент, какой еще контент они публикуют и какой точки зрения придерживаются?
• Что — что они сказали об этом контенте, мог ли он быть отредактирован или показывать только одну точку зрения?
• Зачем — зачем контент опубликован, какую реакцию с его помощью пытаются вызвать?
При этом обязательно поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком: пусть сын или дочь знает, что всегда может обратиться к вам и вы не станете осуждать его, даже если он совершит ошибку.
Вдумчиво подходите к выбору приложений
Некоторые сервисы намного более подвержены утечкам, другие, напротив, надежно защищены и дополнительно оберегают конфиденциальность взрослых и детей.
Изучите политику конфиденциальности мессенджера, который устанавливаете на смартфон ребенка.
Детям постарше следует объяснить важность этих принципов, чтобы они могли сами оценивать функции мессенджеров, обеспечивающие их безопасность.
При выборе мессенджера следует сконцентрироваться на нескольких характеристиках. Прежде всего, это разработчик: проверенный временем сервис с хорошей репутацией наверняка окажется безопаснее, чем модное, недавно появившееся приложение от новичков рынка.
Мессенджер обязательно должен иметь сквозное шифрование всех сообщений по умолчанию: это означает, что они передаются только в зашифрованном виде, и даже если третьи лица получат доступ к переписке, они не смогут ее прочесть.
Обратите внимание на дополнительные функции для обеспечения безопасности в мессенджере, такие как возможность создавать исчезающие сообщения, запрет на выдачу в поиске аккаунтов несовершеннолетних, контроль над контентом, который распространяется в группах и сообществах, запросы на звонки и переписки от неизвестных контактов. Они могут стать значительным преимуществом в обеспечении защиты ребенка.
Общение в мессенджерах — важная часть обычного дня современного ребенка, и они дарят множество преимуществ: возможность связываться с родителями, развивать навыки общения со сверстниками, посещать онлайн-уроки и заниматься с репетиторами. Но у этой монеты есть и обратная сторона, поэтому чем большее значение приобретают технологии, тем большее внимание следует уделять безопасности и конфиденциальности, особенно когда речь идет о детях.
Фото: Depositphotos