Как родителям правильно реагировать на конфликты в детских коллективах
© Depositphotos
О том, как вести себя родителям «жертвы» и что делать, если на месте хулигана оказался ваш ребенок, «Летидору» рассказала Эльнара Мустафина, психолог-консультант, исполнитель сервиса YouDo.com.
Порой родители не воспринимают рассказы детей всерьез, а это может привести к утрате доверия между взрослым и ребенком.
Допустим, ребенок попросил воспитательницу поставить его кроватку подальше от мальчика, который его задевает. Такая просьба далась ребенку непросто. А что будет, если малыш еще услышит разговор родителя и воспитателя о том, что он якобы боится мальчика, который сильнее его? В этот момент ребенок может испытать неосознанный стыд и в дальнейшем будет бояться рассказывать что-либо родителю.
Приведу пример из практики.
Девочка боялась ходить в детский сад, а мама думала, что у ребенка травма от расставания с родителями. Хорошо, что у матери были чуткие отношения с ребенком. Она пыталась понять причину и выяснила у дочери, что как-то воспитательница сказала детям: «Будете так много разговаривать, я вам рты скотчем залеплю». Поговорив с родителями других детей, женщина пришла к выводу, что воспитательница говорила это не только ее ребенку.
Вывод: рассказы детей нужно воспринимать всерьез, уважая их просьбы и пожелания.
Но бывает такое, что родителя возмущает поведение чужого ребенка, который обидел его дочь или сына. И взрослый совершает ошибку: приходит в детский сад или школу и грозно начинает угрожать «хулигану». Да, в некоторых случаях придирки могут прекратиться, но обычно задира наполняется ненавистью и переключается на других детей.
Лучшим решением станет разговор с воспитателем или учителям, чтобы они пресекали начинающиеся конфликты на корню.
Если методы не работают, то для беседы приглашается родитель «хулигана». Но, к сожалению, ему бывает сложно признать, что у его ребенка проблемы в поведении. Работает психологический механизм отрицания:
«Как это мой ребенок может кого-то бить, задирать, обижать или что-то воровать?»
В этом случае важно иметь контакт с родителями других детей, объединяться с ними и искать решение.
Как учить «жертву» давать отпор обидчикам
Некоторые родители учат ребенка ударить в ответ, однако дети могут не рассчитать свои силы. Думаю, вы слышали истории про то, как от удара ребенок мог лишиться слуха или зрения.
Поэтому проявления физической агрессии лучше использовать как крайний способ самообороны.
Если вы видите, что ребенок не уверен в себе, а в классе много драк, его можно отдать в секцию детского бокса, легкой атлетики, каратэ (в зависимости от интересов ребенка).
Важно понимать, что конфликты лучше тушить в самом начале, не позволяя им разжигаться.
Допустим, вашу дочь в школе дразнят: «Ты толстая». В таких ситуациях с ребенком важно поговорить, научить его не реагировать на издевательства, пропускать мимо то, что может ранить. Находим похожие слова с положительным смыслом. Допустим, девочка может сказать в ответ: «Я не толстая, я мягкая, как зефир». Если мальчика дразнят «Ты очкарик и ботаник», его можно научить внутри себя повторять: «Зато я хорошо учусь».
К сожалению, среди детей агрессия более явная, чем в мире взрослых, где все завуалировано и сложно. Но многие комплексы, как известно, родом из детства.
К ситуации можно поменять отношение, но если возможно изменить саму ситуацию, то порой это будет лучшим решением: например, помочь дочери наладить питание, а для сына купить линзы.
Что делать родителям задиры
Мамы и папы обидчиков часто записывают плохое поведение на свой счет, думая, что замечания воспитателя или школьного педагога указывают на их родительскую некомпетентность.
Если вас вызывают в школу или вам сообщили о проказах вашего ребенка, сначала постарайтесь выяснить причину такого поведения.
Вместо наказания попробуйте объяснить, как следует себя вести в таких ситуациях.
Помню, когда я училась во 2-м классе, меня посадили с мальчиком, который не был адаптирован к школе и мог «ходить под себя». Я брезговала, и когда он попросил дать ему линейку, я сказала: «Не дам». Мальчик пошел к учительнице, которая, в свою очередь, попросила при всем классе поделиться с ним линейкой. Даже в этом случае я отказала, придумав аргумент: «Моя мама запретила делиться своими вещами».
В результате маму вызвали в школу и порицали тем, что она взращивает во мне жадность, хотя все дело было в моей брезгливости. Когда мама вернулась домой, она поговорила со мной, выяснив мотивы моего поступка. Пошла к учительнице снова и попросила меня пересадить.
В детском саду дети могут неосознанно делать шалости, в этом случае также важно проводить с ребенком беседу, попытаться встать на его место, объяснить так, чтобы ребенок понял и не повторял вновь неприятные поступки.
Расскажу также историю из детства. Когда мне было 4 года, мы пошли к подруге моей мамы. У ее дочери был алфавит с магнитными буквами. Так как мой любимый цвет – зеленый, я попросила девочку отдать мне все зеленые буквы, набила ими карманы, пришла домой и только на следующий день прикрепила их к батарее. Когда моя мама это обнаружила, ей было очень неудобно за меня, она думала, что я их взяла без спроса, унесла. Я же объяснила, что девочка была согласна мне их отдать. Мама собрала все буквы, и мы пошли к ее подруге. Моей задачей было – извиниться и отдать буквы.
Я уяснила жизненный урок: нельзя брать без спроса чужие вещи, не спросив разрешения у взрослых.
У взрослых людей не всегда может хватать терпения и сил проводить беседы с ребенком, но не отдавайтесь импульсу, не рубите с плеча, поверьте – лучше стать для них авторитетом, и в сложных ситуациях дети будут вам доверять.
Фото: Depositphotos, Freepik.com
Устали читать? Тогда слушайте и смотрите! «Летидор» теперь в TikTok!