Учим алфавит: от букварей до электронных плакатов
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Учим алфавит: от букварей до электронных плакатов
© Depositphotos
Чем раньше, тем лучше?
Многие родители считают, что учить русский алфавит можно едва ли не с рождения. Теоретически, это вряд ли повредит, но и толку будет немного. Если раз за разом повторять малышу одну и ту же букву, он ее когда-нибудь запомнит, но для него она ничего не будет значить – малыш не сможет сам прочитать или написать слова.
Врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская советует переходить к конструированию букв, когда малышу исполнится четыре года: «Не ограничивайте фантазию: выкладывайте буквы из палочек, пуговок, монеток, блестящего конфетти, лепите из теста и пластилина, рисуйте на муке, песке, снегу или просто папиной спине. Причем это будет еще не письмо, а именно рисование. Старайтесь не сильно увлекаться качеством букв, во-первых, чтобы ребенок научился узнавать их в разных шрифтах и формах, а во-вторых (и в-главных!), чтобы он получал удовольствие от игры и не утратил охоты к дальнейшему процессу обучения грамоте».
После пяти лет у ребенка возникает естественный интерес к чтению, но если заставлять его учиться насильно, то может сформироваться неправильный механизм чтения:
вместо соединения букв в слова он будет узнавать только первые буквы и угадывать остальные и все слово целиком, теряя смысл прочитанного.
Учимся по букварю
Самый простой, надежный, интересный, проверенный временем способ научить ребенка читать – открыть букварь. На книжных рынках огромный ассортимент: от классических советских до современных с яркими картинками и стихами. При выборе букваря стоит посмотреть, какие слова автор выбрал для изучения каждой буквы. Так, некоторые книги похожи на орнитологические справочники, в которых для соответствующих букв нарисованы аист и цапля, филин и удод, жаворонок и юрок. Встречаются и буквари с абстрактными понятиями в примерах: «Т» – туман, «Р» – радость. Это усложнит задачу родителям, потому что для начала малышу придется разъяснить сами значения этих слов.
Педагог с двадцатилетним стажем Мария Хаймович предлагает тщательно выбирать подходящие иллюстрации в книгах или рисовать их самим. _«Самый простой способ выучить с ребенком алфавит – это представить каждую букву в виде картинки предмета, название которого начинается с данного звука, а не буквы, – поясняет Мария Хаймович. – Например, букву «О» надо нарисовать в виде обруча, а не в виде очков или обезьяны, потому что оба эти слова на самом деле начинаются со звука «А». Букву «З» нарисовать в виде змеи, «М» – в виде молнии и так далее. Чем больше у ребенка словарный запас, чем лучше развита его речь, тем больше у родителей возможности подобрать нужные картинки.
Моя практика показывает, что с правильно подобранными картинками дети учат алфавит за несколько игровых занятий.
Интересно, что наборы картинок для мальчиков и девочек могут быть разными. Для мальчиков можно подобрать картинки на тему техники. Например, на звук «Ш» я придумала картинку с шипами, которые полицейские кладут поперек дороги, чтобы остановить машину преступника. Главное, чтобы в рисунок была вписана буква, с которой это слово начинается»._
Один из самых популярных в последние десятилетия букварь Н. Жуковой вырастил уже не одно поколение юных читателей. Его особенность в том, что разучивают скорее не сами по себе буквы, а звуки, причем сразу в парах – слогах.
Именно он помог Ольге Мыльниковой, маме двоих детей :
У нас были все возможные варианты алфавита, и в четыре года дети называли отдельные буквы. Но полностью выучить русский алфавит удалось по букварю Жуковой сразу с навыками чтения. При этом учили мы не буквы, а сочетание звуков.
Магниты на холодильник и объемные буквы
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Как выучить буквы
Любимое занятие малышей – перебирать фигурки магнитов на холодильнике. Игра с буквами доступна уже полугодовалым детям, хотя они еще не понимают смысла фигурок, воспринимая их просто как игрушки.
«На самом первом этапе, в год-полтора, стоит просто познакомить малыша с самим понятием букв без углубления в их изучение, – отмечает врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская. – Буквы пока не интересны ему сами по себе, и заинтересоваться ими он сможет, только если с буквами, как с другими игрушками, можно провести какие-нибудь манипуляции: собрать из кубиков пирамидку, нажать кнопку и сделать буквы яркими, вставить в нужное окошко сортера и так далее».
При выборе магнитной азбуки стоит обратить внимание на материал, из которого она сделана: картон размокнет, если малыш вздумает засунуть буквы в рот, пластмасса не должна издавать посторонних запахов, а керамика – быть достаточно прочной и устойчивой к ударам.
Плюс объемных букв в том, что форму символов, их написание ребенок запоминает не только визуально, но еще и тактильно.
Постигаем электронную азбуку
Электронные плакаты – современная замена учителю, няне и маме, а еще - увлекательная игра. Ребенок сам нажимает на область с нарисованной буквой, а после этого проигрывается заранее записанная песенка или стишок на эту букву.
При выборе электронных плакатов стоит помнить, что они могут очень быстро, в интерактивном режиме обучить малыша новым знаниям, но не заменят маму. Важно присутствовать рядом с детьми, направлять процесс их обучения, подсказывать, приводить другие примеры использования выбранной буквы. Иначе процесс обучения может ограничиться заучиванием конкретных песенок и стихов на подсознательном, машинальном уровне, без понимания, как эти буквы используются на практике.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Стикеры в доме
Нередко мамы говорят, что ребенок научился читать случайно, сам, когда видел крупные плакаты и надписи. И действительно, лучше всего запоминаются те символы, слоги и слова, которые с чем-то ассоциируются, всплывают в памяти. Поэтому, если погрузить кроху в мир слов, он научится их воспринимать, даже сам того не замечая. Это довольно эффективный способ выучить русский алфавит.
«Мой ребенок заинтересовался буквами в 2 года, – рассказывает Надежда Лобзунова. – Проявился интерес на море – он стоял у кабинок-раздевалок и читал буквы на них несколько дней подряд. Там была написана информация о достопримечательностях, и он называл каждую букву, показывая на нее».
Нарисуйте на стикерах и бумагах для заметок post-it крупные яркие буквы, а затем расклейте их по всему дому на соответствующие предметы:
«Д» – на диван, «Т» – на телевизор, «У» – на утюг.
Вы будете называть вещи своими именами, обращая внимание малыша на буквы. Постепенно символы свяжутся в сознании с названиями предметов, и ребенок поймет, что они расклеены по комнате не просто так. Затем можно будет перейти к следующему этапу – написанию на листках для заметок всего слова целиком.
Плюс этого метода в том, что дети погружаются в символьно-знаковую среду, воспринимают мир вокруг не только как предметы и вещи, но и как набор понятий и названий. А минус заключается в сложности реализации такой системы. Родители должны заранее подготовиться, кроме того, стикеры постоянно придется обновлять, после того как малыш их испортит (а испортит он непременно!).
Чем помочь малышу?
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Как выучить буквы
Мамы часто задаются вопросом, чем же помочь малышу, как научить его читать легко, интересно и безболезненно? Самый главный совет, который можно дать любительницам раннего развития – не спешите! Участки мозга у детей развиваются неравномерно, поэтому бессмысленно учить кроху читать до того, как он начал внятно и четко разговаривать. После того как сформируется речевой центр, можно приступать к изучению более абстрактных понятий, каковыми и являются символы языка.
Педагог Мария Хаймович отмечает, что лучших результатов в обучении чтению достигают родители, которые не ставят своей задачей научить ребенка читать очень рано, через силу, путем специальных занятий. «Дети, с которыми много разговаривают, отвечают на их вопросы, которым много читают взрослые; дети, которым не дают гаджеты, и дети, которых родители не пытаются только развлекать с утра до вечера, овладевают чтением легко и естественно», – отмечает специалист.
Кроме того, не стоит наседать на ребенка, заставлять зубрить.
Малыш должен осознавать, что изучает, что символизирует каждая буква, как произношение связано с окружающими его предметами.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
«Тихоходам в утешение: не переживайте, если ваш ребенок пока не проявляет интереса к буквам, – советует врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская. – Отступите и вернитесь к этому заданию через месяц. Ведь ребенок, как фрукт, должен дозреть до нужной кондиции. Иначе кислое настроение все равно не пойдет на пользу, и негативные ассоциации с игрой в буквы могут закрепиться».
И поскольку каждый из нас уникален и неповторим, найти и выбрать оптимальный возраст для знакомства с буквами и способ их изучения предстоит методом проб и ошибок. Кому-то больше понравятся магниты, а кто-то сразу научится читать по букварю.
В любом случае испытать придется несколько методов сразу, выбрав тот, который вызывает у ребенка наибольший отклик, эмоциональную привязанность и интерес.
Фото: Depositphotos; Shutterstock