Экспериментальное обучение в детском саду позволило добиться отличных результатов, которых никто не ожидал. Основой каждого урока была особая игра, которую предлагал учитель. || | Купить и скачать | Экспериментальная программа «Инструменты мышления» была введена в двух денверских детских садах в США. Программа довольно быстро дала поразительные результаты – детям было интересно учиться, они были более собранными, чем их сверстники. Программа разработана на основе исследовательской традиции Льва Выготского.Методы Выготского для американской образовательной программыОбстановка в классе «Инструменты» немного отличается от той, которую можно увидеть в обычном детском саду или в подготовительных классах. Как обычно, есть занятия, перемены, обед, полдник и дневной сон. Однако в классе нет многого из того, к чему мы привыкли. Календарь здесь имеет вид длинной полоски бумаги с цифрами. Нет и обычного алфавита. Буквы группируются кластерами – гласные и согласные отдельно. Буквы собраны в один кластер по произношению (например, те звуки, которые мы создаем при помощи языка в средней части полости рта). Звуки, для произнесения которых используется зубы и губы, собраны в другом кластере. В начале занятия преподаватель говорит детям, что они будут играть в пожарную команду. На прошлой неделе им рассказывали о работе пожарных, и сейчас класс разделен на две зоны: в одном углу пожарная часть, в другом – дом, жильцов которого надо спасать. Дети выбирают роли, которые хотят играть: водителя пожарной машины, оператора службы спасения 911, пожарных и членов семьи в горящем доме. Перед началом игры каждый ребенок говорит преподавателю, какую роль он выбрал. После этого с помощью учителя дети составляют индивидуальные «игровые планы». Они рисуют себя в выбранной ими роли, после чего в меру сил записывают одним предложением, что они должны делать. Пишут даже трехлетки. Некоторые рисуют ряд линий, каждая из которых представляет слово. Другие пользуются алфавитом и пишут хотя бы первую букву каждого слова в предложении. Самые старшие запомнили, как пишется «я буду», и стараются дописать остальные слова, сверяясь с алфавитом. После этого они играют. Сцена спасения жильцов из горящего дома длится целых 45 минут, и дети не устают, а остаются «в образе». Если ребенок начинает отвлекаться или хныкать, преподаватель спрашивает: «У тебя какой игровой план?»Преподаватель помогает играть, но ничему их не учит. Под конец занятия преподаватель включает музыку, дети перестают играть и приступают к уборке. Преподаватель не говорит ни слова. После этого дети занимаются чтением. Они разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Одному из детей дают большую картинку с изображением губ, а другому – ушей. Ребенок, держащий «губы», просматривает книжку с картинками и рассказывает историю, которую он увидел. Напарник слушает и задает вопросы. Потом дети меняются ролями. Дети играют и в более знакомые игры. Например, в «Саймон говорит» (игра на реакцию, в которой участники должны выполнять команды ведущего – «Саймона» только в том случае, если он произносит их по правилам), то есть игру, которая требует от детей умения сдерживаться. Есть и вариант этой игры под названием «практика графики». Учитель включает музыку, а дети должны рисовать под нее спирали и другие формы. Время от времени преподаватель останавливает музыку, дети должны замереть и не двигать рукой, которой держат карандаш. Детсадовская программа частично сливается с программой подготовки к школе. Изучение разных предметов и явлений включает элементы фантазии, которую может питать, например, книга, читаемая всем классом. В целом обучение по программе «Инструменты» выглядит немного иначе, но не настолько иначе, чтобы можно было назвать его странным или непонятным. Наблюдая за происходящим, не скажешь, что именно эта программа может дать удивительные результаты, но «Инструменты» дают отличный результат, несмотря на то что ничем не поражают наблюдателя.Программу разработали сотрудники государственного городского колледжа в Денвере Елена Бодрова и Дебора Леонг. После проведения пилотной программы в центрах детского развития Head Start «Инструменты» тестировали при поддержке департамента государственного образования Денвера в 1997 году. Для оценки программы произвольно выбрали десять преподавателей детского сада, часть которых попросили работать по обычной детсадовской программе, а часть – по программе «Инструменты». От трети до половины участников программы были детьми из бедных испаноязычных семей, не слишком хорошо знающими английский. Эти дети начинали детсадовскую программу с опозданием на один уровень. Следующей весной после начала работы программы все дети прошли стандартный федеральный тест. Результаты оказались просто сногсшибательными. Дети, обучавшиеся по программе «Инструменты», почти на уровень опередили национальные нормативы. В школьном округе, в котором проводилось исследование, только половина детсадовских ребятишек получают оценку «отлично».При этом 97% ребят, обучавшихся по программе «Инструменты», сдали тест на высший балл. Исследователи заинтересовались успехом программы. В 2001 году двое ученых, Эллен Фреде и Эми Хорнбек из Национального института раннего обучения при Ратгерском университете, посетили классы, в которых преподают по системе «Инструментов». Штат Нью-Джерси финансировал бесплатное дошкольное образование в наиболее бедных районах. Фреде и Хорнбек программа понравилась, и они решили ввести ее в новом дошкольном учреждении в первый год после открытия, чтобы оценить результаты программы по сравнению с традиционным обучением. Ученые выбрали детский сад, который посещали дети из малоимущих семей. Для 70% ребят английский не был главным языком общения в семье. Новый детский сад располагался в центре города Пассеик, в старом здании, где раньше был банк, и имел восемнадцать классных комнат. Семь было отдано под занятия по программе «Инструменты». В остальных одиннадцати преподавали по обычной программе детского сада. Учеников и преподавателей разделили между двумя программами совершенно произвольно. Преподавателей попросили не обмениваться идеями насчет образовательных программ. В конце учебного года результаты участников программы «Инструменты» по семи показателям из восьми (включая словарный запас и IQ) превышали результаты детей, проходивших обычную детсадовскую программу. Однако больше всего директора детского сада удивило поведение детей. От преподавателей, работавших по обычной программе, она практически каждый день слышала о плохом поведении учеников – они пинали преподавателей, кусали друг друга, ругались и кидались стульями. Однако жалоб на поведение детей, работавших по программе «Инструменты», не поступало. Эксперимент планировали проводить в течение двух лет. Однако после окончания первого учебного года директор настоял на том, чтобы всех детей перевели на обучение по программе «Инструменты». Директор детсада решила, что неэтично ограничивать доступ половины учеников к обучающей программе, которая дает такие превосходные результаты. Оказалось, что это не единственный раз, когда программа «Инструменты» стала жертвой собственного успеха. Тестирование программы было досрочно закончено и в двух других городах. Там причина была другой – деньги гранта предназначались для исследования детей, находящихся в зоне риска. По истечении года дети по результатам тестов уже не находились в зоне риска, поэтому денег не дали. Бодрова скромно говорит, что это заслуга персонала детского сада, и добавляет: «Когда подобное происходит несколько раз, начинаешь задумываться. Вот вам ирония проведения программы в реальных условиях – если она дает необыкновенно успешные результаты, ее закрывают и эту тему перестают изучать». Слава программы распространялась все дальше. Учителя начинали возлагать на нее большие надежды. Хорнбек настолько поверила в результаты собственных исследований, что стала заниматься обучением преподаванию «Инструментов». Две преподавательницы из Нептуна посетили детсад в Пассеике, после чего начали внедрять программу «Инструменты» в новом детском саду своего города. Директором этого нового детсада в Нептуне была Сэлли Миллауэй (Sally Millaway).Тому есть много причин, но давайте начнем с отличительных характеристик «Инструментов». Это письменные игровые планы и продолжительный период игры. В пожарную команду играют практически все детсадовцы страны. Обычно после первых десяти минут игра заканчивается. Держать в руках воображаемый шланг, чтобы тушить воображаемый пожар, быстро надоедает. Детям нужно стимулировать себя, они отвлекаются на то, чем занимаются сверстники, и начинают играть в новые игры. В игре есть милая непредсказуемость, но, если ничего нового не происходит, она скоро надоедает. В классе, где учатся по «Инструментам», специально отводят части комнаты под определенную область игры, а детей просят «быть в образе» целый час, следовательно, игра становится более сложной и интерактивной. Жильцы дома звонят в службу спасения 911, оператор службы спасения звонит в звонок, пожарные вскакивают со своих мест, пожарные машины выезжают по вызову и спасают семью. Это продолжительная, многогранная и сложная игра. Одним из фундаментальных факторов обучения по программе «Инструменты» является способность поддерживать интерес участника и концентрироваться. Родители обычно просят ребенка быть внимательным и слушаться преподавателя. Они понимают, что ребенок не в состоянии чему-либо научиться, если он отвлекается. В «Инструментах» подход диаметрально противоположный – дети не станут отвлекаться, если они полностью поглощены тем, чем они сами решили заниматься. Дети исполняют роли, прописанные в игровом плане, и благодаря этому находятся «здесь и сейчас». В 1950-х гг. в СССР было проведено известное исследование. Детей просили стоять спокойно «так долго, как они смогут». Дольше двух минут ни у кого не получилось. Второй группе объяснили, что они должны стоять, «как часовые на посту», и дети простояли одиннадцать минут. Бодрова объясняет: «Дети пока еще сами не знают, что у них хорошо получается. Если попросить ребенка написать то, что учитель написал на доске, ребенок может подумать: “У меня не получится написать так красиво, как сделал учитель”, и он не захочет выполнять задание. А можно попробовать дать ребенку блокнот и попросить сделать вид, что он официант в пиццерии. Джонни заказал пиццу с сыром, а вы – с колбасой. Дети не понимают, умеют ли они писать или нет, но понимают, что им надо что-то сделать, чтобы запомнить заказы. В результате они могут написать больше, чем если бы вы попросили их написать историю».В наши дни дети стали меньше играть. Школьные программы становятся сложнее, поэтому в школах повсеместно уменьшают время перемен и увеличивают время занятий. При этом эксперты и социологи утверждают, что время, проведенное за игрой, имеет для детей большое значение. Аргументы сторонников сохранения длинных перемен просты – детскому мозгу нужен отдых, детский организм должен «выпустить пар» после занятий, уменьшение длительности перемен приводит к увеличению веса, во время перемен дети получают социальные навыки общения. Программа «Инструменты» предлагает в этом смысле совершенно иной подход – во время игры дети получают навыки, необходимые для успешного обучения, и усваивают их лучше, чем во время обучения в обычном школьном классе. Возьмем, например, умение воспринимать символы или мыслить абстрактно. Все, что мы видим в классной комнате, характеризуется наличием связи между реальностью и символом, реальностью и абстракцией: буквы алфавита представляют звуки нашей речи, карта на стене – картину мира, а календарь – течение времени. Написанное в тетради слово «дерево» совсем не похоже на то, как выглядит настоящее дерево в реальной жизни. Маленькие дети учатся способности абстрактно мыслить посредством игры, в которой стол и несколько стульев становятся пожарной машиной. Если в игре присутствуют интерактивные элементы (что характерно для программы «Инструменты»), то мозг ребенка начинает понимать, как один символ сочетается с множеством других, таким образом ребенок тренируется абстрактно мыслить. Он учится держать в голове несколько мыслей одновременно и оперировать ими. Давайте рассмотрим такие мыслительные процессы, как рефлексия и самосознание. Это внутренний диалог со своим собственным мозгом, во время которого мы взвешиваем и внимательно оцениваем возможные варианты действий. Такой мыслительный процесс является противоположностью импульсивному, спонтанному действию. Взрослые умеют продумывать и «прокручивать» идеи в голове. А имеют ли дети такую же способность слышать внутренний голос, вести внутреннее обсуждение? И если да, то когда эта способность появляется? Программа «Инструменты» направлена на развитие сократовского мышления в самом раннем возрасте, она учит детей воздерживаться от импульсивных действий во время учебы и осознанно бороться с отвлекающими факторами. Программа «Инструменты» развивает в детях этот внутренний голос. Сперва малыши учатся «проговаривать» свои действия. Например, когда дети пишут букву С, во время письма они хором произносят: «Начинаем сверху и рисуем полукруг». Никто не говорит, что через некоторое время уже можно перестать произносить вслух это предложение, и через несколько минут детские голоса начинают затихать. В классе слышно невнятное бормотание. Некоторые дети могут продолжать произносить слова вслух, но большинство уже повторяет их про себя. Даже не осознавая этого, дети могут беззвучно «проговаривать» то, что они делают. Дети, которые хорошо успевают в школе, знают об этом. Когда они пишут ответ, то уверены, что правильно решили задачу. У них появляется шестое чувство, подсказывающее им, правы они или нет. Дети, которые еще не развили в себе это чувство, не имеют такой уверенности. Чтобы помочь им, преподаватель пишет на доске четыре варианта буквы D и просит ребят сказать, какой из них правильный (или красиво написан). «Мы делаем это для того, чтобы дети анализировали, как выглядит правильная, красиво написанная буква D, и думали, какую букву они хотели бы написать. Дети думают о своей работе, когда смотрят и думают о буквах, написанных преподавателем», – объясняет Леонг. В программе «Инструменты» дети часто проверяют работу друг друга. Один из уроков: сначала дети писали буквы, а потом обводили кружочком буквы, которые лучше всего удались их напарнику, после чего менялись ролями. Один ребенок очень быстро проверил работу другого, и его напарнику это не понравилось. Пятилетний мальчик хотел, чтобы его партнер более критично отнесся к его работе. В программе есть много упражнений, помогающих детям научиться контролировать эмоции и импульсивность. Например, в игре «Саймон говорит» ребенок должен делать то, что ему велит ведущий, не теряя при этом концентрации и сдерживая свои эмоции. Когда преподаватель включает песню, под которую дети должны убирать игрушки, им нужно следить за словами песни (там говорится, что именно надо делать), чтобы успеть к ее окончанию. Возьмем чтение в парах. Естественный импульс ребенка – начать читать первым. Ребенок, который держит картинку с ушами и внимательно слушает, учится контролировать эмоции и ждать. Программа «Инструменты» помогает детям быть не только воспитанными, но и организованными и целеустремленными.Так почему же некоторым детям легко удается сосредоточиться и сконцентрироваться? Как нервная система управляет этой способностью и почему программа «Инструменты» так эффективна? Сильвия Бандж – невролог Калифорнийского университета в Беркли. Ее последнее исследование посвящено части префронтальной зоны коры головного мозга, отвечающей за концентрацию и разработку планов (эта часть сильнее всего отличается от мозга обезьян). «Все это, конечно, на уровне догадки, но, когда дети планируют и ставят цели на неделю, как в программе “Инструменты”, укрепляется именно эта область мозга». Для описания способности ребенка концентрироваться Бандж использует общий термин «когнитивный контроль». По сути, это означает способность ребенка не отвлекаться не только на внешние раздражители (рожи, которые корчит одноклассник), но и на внутренние. Например, на мысль «У меня не получится». Когнитивный контроль необходим всегда, когда мы работаем с умственной информацией. Это способность держать в памяти телефонный номер, пока набираешь его, планирование следующего хода в шахматах или взвешивание всех «за» и «против» при каком-то выборе. Когнитивный контроль – это также часть процесса подавления недовольства и раздражения, а также сдерживания импульсивных и неадекватных реакций. Бандж пишет, что когнитивный контроль не «включен» постоянно и мозг активирует его по мере необходимости. В разных частях мозга есть две подсистемы, соединенные между собой. Если первая подсистема не обеспечивает достаточную концентрацию, она передает сигнал второй, которая «добавляет» концентрации. Если ребенок не в состоянии сосредоточиться, это не значит, что мозг ребенка не умеет это делать. Проблема в том, что мозг даже не понимает, что сейчас надо собраться и сконцентрироваться. Просто одна из подсистем не выполняет свою работу, она не следит за происходящим. Давайте вспомним, что в программе «Инструменты» детей периодически просят проверить свою собственную работу, сравнить ее с заданием или ответами. С той же целью детей объединяют для работы в парах (даже в детском саду). Бодрова и Леонг неоднократно подчеркивали, что дети должны развивать понимание того, каких успехов они добиваются и насколько правильно выполняют работу. Внимательное отношение к собственной работе помогает развивать связь двух нервных подсистем, что в свою очередь улучшает умение концентрироваться. Бандж часто проводит эксперименты, помещая детей дошкольного возраста в томограф и наблюдая за деятельностью их мозга, когда они выполняют задания наподобие тестов с цветами и сердцами. Она пришла к выводу, что в передней доле мозга взрослого существует область, отвечающая за соблюдение всевозможных правил – грамматики, дорожного движения и так далее. При травме этой части мозга люди начинают говорить и писать с ошибками. Область мозга, ответственная за правила, дает человеку возможность быть проактивным, оценивать определенные обстоятельства, в которых надо применять правила. Это своего рода способность заглянуть в будущее, она готовит мозг к тому, что должно произойти. Человек как бы говорит себе, что надо делать до совершения основного действия. Поэтому решения принимаются мгновенно и правильно. У маленьких детей, которые проходят тесты Бандж, пока еще нет в уме набора правил, поэтому их мозг не ведет себя проактивно, а просто реагирует на ситуацию. Следовательно, процент ошибок в этом случае высок. Бандж считает большим плюсом программы «Инструменты» то, что дети сами выбирают, чем будут заниматься. «Когда ребенку предоставляется выбор, он выбирает действие, на осуществление которого он мотивирован. Мотивация имеет огромное значение, потому что сопровождается выпуском дофамина в мозг, что улучшает сообщение между нейронами». Получается, что при наличии мотивации мозг работает лучше и передает сигналы быстрее. Соответственно, мотивированные дети учатся быстрее и лучше. Довольно часто самодисциплина (в чем бы мы ее ни измеряли) может указывать на потенциальные будущие успехи человека лучше, чем результаты любых тестов IQ. Получается, что быть дисциплинированным лучше, чем быть умным. Результаты экспериментов Кленси Блэра из университета штата Пенсильвания показали, что шансы добиться отличной успеваемости по математике детей с высокими результатами IQ-тестов и высокоразвитыми управляющими функциями мозга на 300% выше, чем у обладателей одних только высоких результатов тестов IQ.