Детское сочувствие: как научить ребенка эмпатии и не перегнуть палку
© Depositphotos
В каком возрасте ребенок начинает сочувствовать другими людям? Как эмпатию проявляют малыши и дети постарше? Какими должны быть рамки у детской жалости и как нельзя «прокачивать» детское умение сопереживать близким людям?
На эти вопросы «Летидору» ответил наш постоянный эксперт Ольга Романив (@romaniv.olga), семейный психолог, основатель клуба знакомств «Классика отношений».
Прежде чем начать разговор о рамках детской жалости, нужно вообще поговорить о таких качествах, как жалость, сострадание и эмпатия.
Эмпатия – это не наследственный фактор, а скорее черта, которая развивается вследствие воспитания.
Как формируется эмпатия у детей
Ребенок не рождается на свет с умением сострадать кому бы то ни было. Состраданию учатся на примере окружающих, в первую очередь, конечно же, родителей и других близких родственников, которые демонстрируют его и помогают развитию эмоционального интеллекта у ребенка.
Формирование эмпатии происходит постепенно. Примерно к 6-7 годам – а в некоторых случах к 10 – у ребенка только накапливается эмоциональный опыт, который потом начинает отражаться на проявлении им сочувствия.
Для того чтобы полностью приобрести этот опыт, ребенок проходит несколько этапов: учится имитации эмоций взрослых, пониманию своих чувств и эмоций, сопереживанию и тому, чтобы соотносить свои эмоции с эмоциями других людей – что дает возможность предполагать, что они чувствуют.
Формировать у ребенка эмпатию – значит:
• прививать ему сострадание,
• обращать его внимание на разные жизненные ситуации,
• говорить о его чувствах и эмоциях, а также поддерживать ребенка, когда он проявляет и то, и другое,
• обсуждать, что ребенок чувствует, и не запрещать эмоции.
Безусловно, уровень сострадания у каждого ребенка разный. Кто-то более чувствителен, кто-то менее.
Многое в этом вопросе зависит от темперамента ребенка, его эмоционального склада и того влияния, которое на него оказывают взрослые.
Как проявление эмпатии зависит от возраста
Некоторые малыши очень чутко реагируют на все внешние проявления эмоций, так как в основе эмпатии лежит, как мы уже говорили, имитирование. Поэтому они смеются, когда это делают все вокруг, плачут, когда происходит то же самое. Могут также начать испытывать жалость, потому что их окружение кого-то жалеет.
Простой пример: один малыш в саду заплакал, потому что его мама ушла, через пару минут может начать реветь вся группа, хотя до этого все спокойно занимались своими делами и по мамам не страдали.
Очень важно в такие моменты учить ребенка анализировать то, что происходит непосредственно с ним – спрашивать его, какие эмоции испытывает непосредственно он.
Таким образом переключать его внимание с внешних факторов на внутренние ощущения. Потому что чем старше становится малыш, тем больше он должен учиться понимать себя, а не имитировать чужие эмоции.
В школьном возрасте дети уже не плачут всем классом, когда кто-то расстроен, наоборот, они в зависимости от симпатии к человеку учатся проявлять действенную эмпатию – им уже важнее помочь справиться с ситуацией, оказать какую-то поддержку словом или делом.
Почему у некоторых детей чрезмерно развита эмпатия
К чрезмерному проявлению сопереживания у ребенка старшего возраста могут привести перегибы воспитания. Если, например, родители пытаются сделать ребенка более удобным в плане восприятия чужих эмоций, используя при этом чувство вины, то есть манипуляцию.
Не все дети любят обниматься и проявлять нежность по отношению к пожилым родственникам, особенно тех, кого они видят редко. И в данном случае родители, чтобы не обидеть заехавшую погостить бабушку, объясняют ребенку, что почувствует бабушка, если он ее не обнимет и не поцелует, – ей будет грустно, обидно и виноват в этом ситуации будет ребенок. Таких ситуаций в бытовом плане может быть сколько угодно:
«Видишь мама устала, помоги», «Как тебе не стыдно, мог сам за собой убрать игрушки».
В подобные моменты послушный ребенок сразу идет на уступки родителям и таким образом начинает проявлять сострадание вынужденно – делать как надо, как правильно. В результате такой ребенок будет руководствоваться чувством вины, а это уже к реальной эмпатии не имеет отношения.
И это очень важный и тонкий момент.
В основе эмпатии лежит прежде всего понимание другого человека – то же понимание, что мама устала, хочет отдохнуть, ей нужна помощь или просто тишина. Но ребенок должен быть к этому внутренне готов.
Этот порыв должен исходить из души, а не из головы и по принуждению.
Если ребенок проявляет сострадание, руководствуясь чувством вины, подсказками взрослых, приличиями, речь идет скорее о жертвенности и желании угодить, а не об эмпатии. Во взрослом возрасте такие качества обязательно отзовутся проблемами в отношениях.
Фото: Depositphotos
Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!