Есть несколько психологических типажей мам, про которых психологи говорят: «О, мой клиент!» Давайте рассмотрим таких женщин на примере героинь известных советских фильмов. Для каждого ребенка мать – начало всего, единственная связь с внешним миром. Он учится интуитивно считывать ее настроение и подстраиваться под него. Психологическая связь между ребенком и матерью настолько сильная, что откладывает отпечаток на всю его будущую жизнь. По просьбе редакции «Летидора» семейный психологАлексей Иванович Голев выделил несколько типажей мам, которым не помешала бы помощь психолога, и отыскал их среди героинь советских кинокартин.Контролирующая мать-тиранНа первый взгляд, это агрессивная женщина, которая пытается восстановить абсолютную власть в семье. Агрессия выражается в эмоциональном плане как в виде постоянной критики и упреков, так и в скрытом соревновании со своим ребенком и желании все контролировать.Она может искренне любить сына или дочь, но ощущение своей ненужности, которая проявляется по мере взросления детей, приводит к конфликтным ситуациям.Яркий пример такой матери показан в киноленте «По семейным обстоятельствам». Здесь четко прослеживается влияние матери на отношения уже взрослой дочери со своим мужем. Галина Аркадьевна с самого начала семейной жизни своей дочери показывала, кто в доме хозяин – гремела посудой, стучала дверцами шкафов, вредничала. Отсутствие личной жизни и интересов вне семьи приводит к конфликтам, которые герои даже не пытаются разрешить. Дочь пытается освободиться от гнета матери любыми способами, в данном случае создавая конфликтные ситуации и противостояние. Симбиотическая мать Симбиотическая связь – это психологическое слияние двух людей, в частности матери и ребенка. Проявляется он в постоянном контроле каждого шага и действия со стороны матери, когда происходит стирание границ.Для нее успехи ребенка являются ее собственными, у нее завышенные ожидания. Дети в этом случае чаще всего становятся подвластными материнским желаниям, не имеют своего мнения или же боятся высказывать его открыто. Таким образом, дети не живут своей жизнью, а полностью следуют советам и указаниям матери, даже если не согласны с ними.В фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» , такая роль отводится матери Жени Лукашина – Марье Дмитриевне, которая воспитала мужчину со слепой преданностью и привязанностью к маме, отсутствию свободы и личных интересов.Часто мамы неосознанно пытаются воспитать идеального ребенка, соответствующего установленным стандартам. Это осуществляется посредством запретов, правил и установок. Нередко можно услышать от таких мам: «Дети так себя не ведут!», «Ты должен делать только так!» и так далее.Вырываясь из такой семьи, многие дети начинают свою жизнь, полную ошибок. Однако они уверены в своей правоте, потому что получили возможность делать выбор самостоятельно.В качестве примера можно привести героиню фильма «Родня» Марию Коновалову. Ее дочь живет по своим правилам, с которыми мать никак не может примириться, ведь по ее мнению это «неправильно». Мария приезжает из деревни в город к дочери и пытается наладить отношения в ее семье, однако ее старания приносят близким одни лишь сплошные огорчения.Типичный образ матери жертвы можно увидеть в Надежде из фильма «Любовь и голуби».Это женщина, которая идентифицирует себя исключительно с ролью матери, посвятившей свою жизнь детям. Она играет эту роль до тех пор, пока сама не начинает ее ненавидеть.Это трагический образ самопожертвования и отречения, который является своеобразной обязанностью для таких женщин. По мере взросления детей мать-жертва начинает ожидать отдачу, часто слышны упреки в том, что она пожертвовала своей жизнью, а взамен не получила даже доброго слова. Такой психологический террор оказывает негативное влияние на детей – у них появляется чувство вины, раздражение и желание избежать встреч и общения с матерью во взрослом возрасте.Эволюционно все дети полагаются на мать. Однако существует такой типаж, как эмоционально закрытая мать, которая не проявляет и не демонстрирует своих чувств — как положительных, так и негативных. Дети не получают объятий, похвалы в достаточной мере, в то же время не испытывают на себе злость и агрессию при неправильном поведении. В будущем такие люди чаще всего становятся эмоционально зависимыми от других, в том числе и от случайных людей, поскольку существует постоянная жажда внимания и близких отношений.К эмоционально недоступной матери можно отнести героиню фильма «Москва слезам не верит» Катю Тихомирову, которая привыкла быть сильной и всегда полагаться только на себя. Она закрытая и холодная в эмоциональном плане, что в будущем может сказаться и на ее дочери. Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!