Опубликовано 05 марта 2022, 03:00
5 мин.

5 детских психологических потребностей, которые опасно игнорировать

Рассказывает психолог и врач
В сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» зеркало обладало волшебным свойством: «все доброе и прекрасное уменьшалось в нем дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже». Осколок такого зеркала и попал в глаз Каю, исказив его восприятие мира. Любимые вещи перестали радовать, а красивое теперь казалось безобразным. Льдинки, осколки волшебного зеркала, искажающие восприятие мира, – это некие схемы. Глядя через них на мир, человек воспринимает себя, события и других людей.
5 детских психологических потребностей, которые опасно игнорировать

© Freepik.com

О том, как детские травмы влияют на наше сознание и дальнейшее развитие, «Летидору» рассказала Ирина Юрьевна Машкова, преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», кандидат медицинских наук, врач, психолог.

Ирина Машкова, преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», кандидат медицинских наук, врач, психолог

Ирина Машкова, преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», кандидат медицинских наук, врач, психолог

В современной психотерапии есть целое направление – схема-терапия.

Схемы – это модели, которые определяют наше отношение к миру и к себе. Они основаны на детском опыте.

Когда ребенок в раннем детстве получает опыт принятия и поддержки, у него формируются здоровые схемы. Они определяют здоровые реакции, позитивные чувства, полезные действия. И напротив, дезадаптивные (нездоровые, патологические, болезненные) схемы вызывают негативные чувства, проблемы поведения и даже психические расстройства.

Например, если у человека преобладает схема «негативного отношения к окружающим», то во всех словах и действиях других людей он будет усматривать злой умысел, обесценивать их личные качества и достижения. Такой человек будет проявлять в общении излишнюю критичность, язвительность и недоверие.

Все вышеперечисленное формируется еще в детстве в процессе взаимодействия с миром и людьми.

Однако эта картина может измениться с возрастом под действием сильных впечатлений, значимых встреч или травмирующего опыта.

Рассмотрим подробнее, какие потребности чаще всего не удовлетворяются в детстве, к формированию каких схем это приводит и как работают эти схемы.

5 детских психологических потребностей, которые опасно игнорировать

© Depositphotos

Потребность в принятии, любви, поддержке, безопасности

С момента рождения человек нуждается в принятии, любви, поддержке, безопасности.

Когда эта потребность в надежной привязанности не удовлетворена, ребенок не способен в полной мере открываться и продуктивно контактировать с миром.

Формируются так называемые схемы «покинутости», «недоверия», «стыда».

Особенно ярко работа этих схем проявляется у людей, которые в детстве были оставлены своими матерями (или когда мамы не давали малышу достаточно тепла и заботы).

Даже став взрослыми, люди с таким опытом остаются уязвимыми в вопросах близости и доверия. Им очень важно и при этом очень трудно построить надежные отношения. Неудовлетворенная детская потребность в привязанности направляется на партнера. Он сразу становится «самым близким, понимающим человеком». Но при малейших с ним разногласиях возникает не просто конфликт, а катастрофической силы переживания, ощущение «брошенности и покинутости» – это тот самый ужас маленького ребенка, оставленного матерью.

Детская травма воспроизводится в отношениях взрослых людей.

Поэтому эти люди часто имеют повторные травмы в близких отношениях, а это только закрепляет первичную дезадаптивную (нездоровую) схему. И с каждым таким опытом доверять становится все труднее.

Потребность в самостоятельности

Как только ребенок начинает делать первые шаги, у него зарождается потребность в самостоятельности, а также желание действовать независимо от других и достигать своих личных целей.

Если мама слишком ограничивает активность ребенка, чрезмерно его контролирует, тревожится и опасается за возможные последствия активности малыша, то у него не удовлетворяется потребность в автономии.

В результате развиваются схемы «зависимости», «неуспешности», «беспомощности».

Воспринимая мир через эти схемы, человек не верит в себя, в свои силы, не доверяет своим целям, постоянно сомневается, ищет авторитетную фигуру или мнение, боится совершить ошибку.

5 детских психологических потребностей, которые опасно игнорировать

© Pexels-photo

Потребность в границах и наставничестве

Если в семье царит вседозволенность, нет рамок, режима, правил, разумного планирования и руководства действиями ребенка, то не удовлетворяется его потребность в четких границах и наставничестве.

Развиваются схемы «грандиозности», «привилегированности», «недостаточности самоконтроля».

Эти схемы заставляют человека считать себя исключительным, обладающим особыми правами. Такие люди стремятся к превосходству над другими, однако на деле все происходит наоборот. Отсутствие навыков самоконтроля ведет к импульсивности, нарушению общественных норм и правил. Из таких детей часто вырастают скандалисты и правонарушители.

Потребность в выражении чувств

Некоторые родители полностью запрещают своим детям проявлять эмоции: «Плакать нельзя», «Перестань злиться», «Не кричи! Это же такая мелочь» и так далее.

Подавление потребности в выражении чувств формирует схемы «покорности» и «самопожертвования».

Человек с такими схемами восприятия пренебрегает собой, своими чувствами, «обслуживая» эмоциональные интересы других людей.

Потребность в игре

Мы все понимаем, как важна игра для ребенка. У взрослого эта потребность удовлетворяется в творческой деятельности, спорте, любимых занятиях. Однако есть родители, которые занимаются постоянным развитием ребенка в ущерб свободной игре.

Подавление потребности в игре создает схемы «подавления эмоций» и «жестких стандартов» во взрослой жизни.

5 детских психологических потребностей, которые опасно игнорировать

© Pexels-photo

Можно ли избавиться от вредных схем из детства

Вспомним, что исцелило Кая? Он заплакал и «плакал так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами». Растаял ледяной осколок, чувства и ясность восприятия вернулись к мальчику, а с ними вернулась и радость жизни.

А может ли исцелиться человек с травмирующим опытом из раннего детства?

Да, психотерапия помогает понять и «растопить» больные схемы. Вот как это происходит.

Во-первых, во время диагностики специалист определяет содержание и выраженность проблемных схем из детства.

Во-вторых, проводится исследование так называемой «работы схемы»: в каких ситуациях она запускается и как это отражается на поведении. Например, собственная ошибка у человека со схемой «зависимости» и «неуспешности» вызывает досаду и злость. В некоторых случаях всего лишь из-за одного промаха он может отказаться от чего-то важного для него.

В-третьих, человеку придется научиться новым способам поведения – в схема-терапии они называются «здоровые режимы».

В-четвертых, не обойтись без обретения новых навыков: понимать и удовлетворять свои потребности, становиться иногда «родителем самому себе», чтобы поддерживать, утешать, заботиться.

В-пятых, нужно признать собственную уязвимость. К сожалению, не всегда можно полностью залечить все свои детские раны и побороть болезненные схемы.

Поэтому нужно знать о своих слабых местах, бережно к ним относиться, а также учиться справляться с трудными ситуациями.

После этих пяти ступенек человек начинает по-новому видеть мир – объективнее и оптимистичнее. Это важное условие, чтобы жизнь стала полноценной.

Фото: Freepik.com, Depositphotos, Pexels-photo