11 способов сделать из ребенка неудачника
11 способов сделать из ребенка неудачника
Психолог, кандидат психологических наук, коуч и мама 4-х детей рассказывает, что нужно говорить и как вести себя родителям, чтобы у ребенка не появились комплексы, неуверенность в себе и клеймо неудачника на всю жизнь. Иначе говоря, рассматривает, где родители чаще всего ошибаются в общении со своими детьми.
Так уж сложилось, что на группах для родителей, на личных консультациях, мне чаще всего задают вопросы из разряда: « Как наказывать детей, как выставить рамки, как быть с ними строже и не дать им сесть на шею». А я вот уверена в другом – с детьми надо просто жить рядом, создавать для всех вас комфортные отношения, помогать им развиваться гармонично. И тогда все нужные границы и рамки будут выстроены сами по себе без вреда для психики всех участников этого процесса. Хочу вам рассказать о психологических ограничениях и дать рекомендации родителям, которые не хотят повредить личностному развитию ребенка. Итак, родителям не стоит:
-
Угрожать, что ребенка отдадут в детский дом, тете/дяде, милиционеру – это нарушает базовую потребность в безопасности ребенка. В его сознании мама (семья) – это гаранты этой безопасности. Помните, как выглядит пирамида Маслоу? Так вот, это потребность с самого его, так сказать, дна.
-
Пугать бабой Ягой , бабайкой – это приводит к тяжелым фобиям темноты и одиночества у взрослых людей. В своей практике я часто встречаюсь этими страхами: взрослые тети и дяди очень страдают от этих фобий родом из детства. Прежде, чем проделать что-то подобное с вашим ребенком, подумайте, хотите ли вы ему испортить всю жизнь?
-
Угрожать, что поменяете на другого, хорошего. Или сравнивать с другими детьми. Это занижает самооценку и портит ваши отношения. Ребенок будет легко идти к тому, кто его назовет хорошим.
-
Пугать врачом или уколом. Потом мы сами от этого страдаем, пытаясь затащить ребенка в кабинет врача.
-
Обещать «не любить» – это разрушение мира и стабильности маленького человека, опять таки базовой потребности в безопасности.
-
Лишать вкусного за непослушание – это нарушение пищевого поведения в будущем (он начинает сам себя «поощрять» едой).
-
Отнимать в наказание уже подаренные ранее подарки, или отказываться от обещания подарить что-то – это закладывание веры, что слово можно как дать, так и забрать! Не просите потом ребенка давать вам обещания.
-
Высмеивать детские рисунки или поделки. Можно научить иначе. Этим вы отбиваете желание что-то делать самому. Можно в любой работе найти повод похвалить, а уж потом корректно обратить внимание на то, что можно исправить, и помочь это сделать.
-
Выкидывать подаренные вам детские рисунки! Если уж очень нужно выкинуть, не позволяйте ребенку это видеть. Это травма на долгие годы.
-
Возлагать несоразмерную ответственность , например, «будешь плохо себя вести – папа от нас уйдет». Это формирует чувство вины, порой на всю жизнь.
-
Пророчить неудачу, «ничего из тебя путного не выйдет». Эта фраза будет выскакивать из подсознания человека всю жизнь, порой в очень неожиданные моменты!
Соизмеряйте слова и их последствия. В общении со взрослыми мы часто задумываемся о последствиях, поверьте, с детьми это делать еще важнее!