Если радостные события вызывают бурю восторга, то плохие новости могут сильно расстроить ребенка. Как рассказать о них пятилетнему малышу, чтобы информация принесла ему минимальный психологический вред? Ребенок – это целый мир, который так отличается от взрослого. В нем столько непонятного и удивительного для нас, а ведь мы сами когда-то были детьми. И хотя детское мировоззрение во многом формируется благодаря взрослым, его часть подвергается влиянию социума с момента осознания ребенком себя как личности. Информация с экранов телевизоров, случайно увиденная ребенком, разговоры и поведение сверстников сеют зерна вопросов в голове человека, чья психика еще очень ранима. И если радостные события вызывают бурю восторга, то плохие новости могут сильно расстроить ребенка. Как рассказать о них пятилетнему малышу, чтобы информация принесла ему минимальный психологический вред? Давайте разбираться вместе. Мой четырехлетний сын не разговаривает только тогда, когда спит. В остальное время я работаю говорящей энциклопедией, у которой к концу дня садится батарейка. И в этом мы не одиноки. Дети задают вопросы обо всем и задают их везде: в машине, на прогулке, в магазине, за столом и перед сном. За 10 минут можно услышать 10 «почему» различного характера: на тему погоды, животных, политики и войны. И когда ребенок задает вопрос, который подразумевает не совсем приятный для него ответ, родители порой ставят информационный блок: говорят приятную неправду. Конечно, есть темы, разговоры на которые должны вестись в определенном возрасте. И если ребенок достиг этого возраста, сладкую неправду пора постепенно исключать из «рациона». Лучше научимся говорить нужную для этого возраста правду, используя щадящие стратегии. Нельзя сразу начинать разговор о плохих новостях с констатации страшных фактов и объяснения их причин. Для начала нащупываем почву.Узнаем деталиЕсли тема обсуждения плохих новостей неизбежна, то начнем с вопроса сами. Спросите малыша, почему он такой грустный, что его тревожит. Предложите вместе поговорить на эту тему. Спросите у ребенка, что он знает о случившемся, где он об этом слышал или видел. Так вы поймете, с какой стороны лучше будет начать свое повествование. Затем, основываясь на предыдущих комментариях, спросите ребенка: «Как ты думаешь, почему это случилось?». Скорее всего, ребенок не сможет точно ответить на этот вопрос. Тогда можно рассказать о причинах произошедшего в мягкой спокойной форме.Количество информации, необходимое ребенку, зависит от его возраста. Старайтесь дозировать свои мысли, ведь если вы скажете больше, чем нужно, это повлечет еще больше вопросов со стороны малыша. Например, говоря об автомобильной аварии, сообщите пятилетке о том, что водитель плохо видел дорогу (он не надел очки, у машины не работали дворники и т.д.) и поэтому врезался в столб, а не потому, что он был пьяный. Ваши объяснения должны быть лаконичны и понятны. О природных катаклизмах вам поможет рассказать детская энциклопедия в картинках. Причины их возникновения не настолько непонятны для ребенка, как тема смерти, например, на которую говорить с дошкольником не просто. С этой темой дети знакомятся с раннего возраста в сказках, на экране телевизора и в реальной жизни. Говоря о смерти животного, можно объяснить ребенку о том, что тело его любимой собаки перестало работать, дышать, а его душа продолжает жить, но мы ее не видим и не слышим. Будете ли вы говорить о том, где она живет и продолжает ли жить вообще, зависит, конечно, от ваших религиозных убеждений. Вы можете услышать от ребенка вопрос о душе. Я объясняю это понятие своему сыну так: душа – это наш характер, то есть наше отношение к миру и людям, то, как мы себя ведем, добрые мы или злые, послушные или нет. «В этом возрасте дети еще не могут понять неизбежность смерти каждого живого существа, поэтому не стоит им об этом говорить», - говорит с теми семьями, которые посетила беда, Майкл Тоун (Michael Towne), специалист по работе с детьми, работающий в Медицинском центре Сан-Франциско (San Francisco Medical Center). Поэтому я объясняю детям, что, если они будут хорошо себя вести, будут добрыми и хорошими, то ничего страшного не случится. Не стоит обманывать ребенка, что умерший человек или животное спит. В этом случае ребенок будет ждать его пробуждения, а не дождавшись, может бояться сам идти спать. Не нужно скрывать свои чувства как реакцию на произошедшее. И хотя не стоит всецело им предаваться, ребенок должен понять, что смерть это конец существования живого существа и горе для окружающих. Так мы учим ребенка быть осторожным и внимательным, например, переходя улицу, или воспитываем чувство сострадания и доброты. Иначе, грубо говоря, ребенок сможет раздавить божью коровку без всякого сожаления.Способов успокоить ребенка дошкольного возраста в разных ситуациях существует немало: 1. Характер диалога Дети остро чувствуют эмоции взрослого – в данном случае того, кто с ним разговаривает о плохих новостях. Поэтому ваш спокойный тембр, ваша интонация, мягкий взгляд – все это является правильным и необходимым тоном для диалога. А главное, разговор должен происходить в спокойной обстановке, когда вы можете уделить полноценное внимание важному объяснению. 2. Скорая помощь Часто, когда мы узнаем о пострадавших или о болеющих детях, наши переживания немного утихают, когда мы смогли оказать им посильную помощь, например, помогли материально. Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, как люди могут помочь в этой ситуации?». Ребенок может захотеть сам помочь пострадавшим, например, от наводнения. Ведь дети часто не могут объяснить свои эмоции, понять их причину. Возможно, ребенок так расстроился не от того, что испугался наводнения, а потому, что хочет помочь, а как, не знает. Можно вместе с ребенком отправить деньги в благотворительный фонд помощи пострадавшим. Если есть такая возможность, то спустя время, нужно рассказать ребенку о результатах коллективной помощи: о том, сколько домов построили пострадавшим от землетрясения или наводнения, или о том, как выздоровел человек, потому что ему смогли сделать дорогую операцию. Так малыш почувствует себя причастным к благому делу и быстрее успокоится. 3. На одной волне Если ребенок очень возбужден или напуган, рассказывая о краже или похищении человека, успокойте ребенка, вернув его в реальность: « Я вижу, ты обеспокоен, и я тоже немного переживаю, но ты здесь в безопасности, потому что у нашего дома есть охрана». Можно вместе с ребенком подойти к собственной входной двери и вместе закрыть ее на все замки, рассказывая ребенку о том, какая надежная у вас в доме система запирания. Это будет сигналом ребенку, что вы понимаете его чувства, а не смеетесь над его страхами. Так он почувствует себя на одной волне с вами и спокойнее воспримет ваши объяснения. 4. Бумажная жилетка Иногда, чтобы освободить свою душу, психологи советуют не только плакаться в чужую жилетку, но и отдать свои тревожные эмоции и мысли бумаге. И если мы пишем, то детям можно предложить нарисовать то, что их пугает. Рисунок урагана, грозы, пистолета или крови потом нужно вместе сжечь (если есть такая возможность) или смять и выбросить. Вот увидите, легче станет вам обоим, ведь иногда действия говорят больше простых слов. 5. Спектакль Когда рисунка недостаточно, можно попробовать проиграть ситуацию в импровизированном спектакле, где ребенок будет играть роль сильного и доброго героя. Например, инсценируя аварию, ребенок может быть врачом и, приехав на машине скорой помощи спасти пострадавших. Или быть полицейским, который поймает всех преступников. Такого рода спектакли, где ситуация находится как бы под контролем ребенка и неизбежный happy end успокоят его и позволят относиться к подобным новостям более терпимо. 6. Переключаем канал Дети быстро переключаются с одной волны на другую. Только что плакавший ребенок, услышав о предстоящем просмотре мультфильма, уже вытирает слезы. Поэтому после разговора с малышом, плавно переключайте его внимание на приятные темы. В случае потери близкого человека в семье, старайтесь как можно быстрее вернуть прежний распорядок жизни ребенка. Помните, ритуал вечернего купания перед сном давал ощущение защищенности и размеренности жизни вашему новорожденному? У дошкольника же больше интересных и приятных дел, которыми наполнена его жизнь. Возврат в привычное русло поможет ему быстрее пережить горе. Главное, не оставлять ребенка наедине со своими эмоциями – плохими или хорошими, иначе вы рискуете вырастить довольно замкнутого в себе человека, который будет бояться делиться своими мыслями не только с окружающими, но и с самыми близкими ему людьми – с родителями. По материалам: _www.babycenter.com, www.pbs.org www.huffingtonpost.com_