Что делать, если вас обманули в магазине
Рассказывает юрист© Pexels-photo
Об этом «Летидору» рассказал Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners (pgpartners.ru).
Обмануть в магазине могут совершенно по-разному: обсчитать, обвесить, обмерить, продать не по той стоимости, которая указана на ценнике и так далее. В законе перечень таких ситуаций остается открытым.
Для того чтобы снизить риск обмана, потребителям стоит быть бдительными. Чисто теоретически торговые точки не должны обманывать покупателей, но в большинстве случаев спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Поэтому контролировать ситуацию вы должны самостоятельно.
Например, если вам кажется, что вас обвешивают, вы имеете полное право проверить вес товара. Каждая торговая точка, которая продает что-то на вес, должна быть оборудована «контрольными весами». Согласно п.4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 2020 года № 2463, они должны находиться в доступном для покупателя месте и быть в рабочем состоянии.
За отсутствие контрольных весов в магазине продавцов можно привлекать к административно-правовой ответственности по статье 14.15 КоАП РФ. Магазин могут оштрафовать на сумму от 10 до 30 тыс. рублей.
Если при контрольном взвешивании покупатель поймет, что его обманули, то согласно статье 466 ГК РФ, он имеет право потребовать передать ему недостающее количество товара или отказаться от покупки. А если покупка уже была совершена, то потребовать вернуть уплаченные за нее деньги.
Другая распространенная ситуация – суммы на ценнике и на кассе отличаются. Такое часто случается, особенно сейчас, при высокой инфляции, когда цены на товары меняются часто.
Продавцы могут физически не успевать менять ценники. Но это не ваша проблема.
Магазин предлагает товар по определенной цене, а ваша задача как потребителя — его оплатить. Как магазин будет организовывать свой персонал – потребителя волновать не должно.
В п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. А в п. 2 той же статьи уточняется, что информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.
Ценник, на котором указана стоимость товара, является публичной офертой, поэтому магазин обязан продать товар именно по ней.
Надо заметить, что за любой случай обмана потребителя согласно статье 14.7 КоАП РФ магазин или должностное лицо наказывается штрафом. Так, за обмеривание, обвешивание, обсчет (и другие виды обмана покупателей) должностному лицу грозит административный штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц сумма больше – от 20 до 50 тысяч рублей.
Если потребитель был введен в заблуждение относительно свойств или качеств товара для того, чтобы побыстрее его продать, то должностному лицу грозит штраф от 12 до 20 тысяч рублей, а магазину – от 100 до 500 тысяч рублей.
Что делать, если вас обманули
Если вас обманули в магазине, вне зависимости от способа, которым это было сделано, схема действий будет примерно одна и та же.
Во-первых, надо попросить продавца или кассира вернуть вам деньги, добавить недостающее количество товара, заменить его на аналогичный и так далее.
Законодательство в этой области в России соблюдается достаточно хорошо, и в подобной просьбе потребителю отказывают редко, тем не менее такие случаи бывают. В такой ситуации прежде чем обращаться за защитой своих прав в органы государственной власти, покупателю стоит попробовать решить проблему мирным путем. Можно попросить позвать администратора или написать жалобу в книгу жалоб и предложений, которую должны предоставить по первому же требованию покупателя.
В жалобе необходимо указать обстоятельства, при которых был совершен обман, а также оставить контактные данные, чтобы администрация магазина отреагировала и могла вернуть деньги. Помимо этого, можно составить претензию на имя руководителя магазина, подробно изложить суть проблемы в письменной форме и потребовать деньги обратно.
Также параллельно можно обратиться в суд, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП).
В данном случае платить госпошлину не надо. Согласно ЗОЗПП, потребитель имеет право:
• отказаться от товара и потребовать назад свои деньги,
• возместить недостатки товара,
• устранить проблему самостоятельно (например, приобрести аналогичный товар в другом месте, а с продавца потребовать компенсацию).
Понятно, что из-за 10 рублей, на которые вас обсчитали, не довесив колбасы, никто судиться не пойдет. Но если речь о дорогих товарах, которые стоят десятки, а то и сотни тысяч рублей, – имеет смысл обратиться в суд.
Например, у нас был случай, когда мужчина купил дорогой паркет на 600 тысяч рублей и ему не доложили несколько планок. В результате выяснилось, что партия закончилась и такого паркета больше нет в продаже. Забрать товар назад и вернуть деньги магазин отказался. В итоге мужчина обратился в суд и взыскал с продавца стоимость товара.
Кроме того, если магазин отказывается идти на контакт, можно написать жалобу в Роспотребнадзор.
По факту вашего заявления он должен будет проверить торговую точку. Деньги вам это не вернет, но со своей стороны ведомство может предоставить вам юриста, который поможет разобраться в ситуации.
Также за защитой своих прав можно обращаться в полицию. А если там отказываются принять заявление – в прокуратуру.
Фото: Pexels-photo, Freepik.com