Опубликовано 08 апреля 2017, 11:00

Зубрить уроки вредно — нужно думать нестандартно

Рассуждения о том, насколько важно для современного ребенка мыслить креативно.
Зубрить уроки вредно — нужно думать нестандартно

Какими важными навыками, кроме умения читать, писать и считать, должны владеть современные дети, чтобы сделать успешную карьеру в будущем, рассуждает опытная мама и постоянный колумнист «Летидора» Анастасия Кокеева.

Давно прошли те времена, когда человечество делилось на лево- и правополушарных, физиков и лириков, ботаников и художников. Новое время предъявляет к новому поколению новые требования. Запрос на креативность, нестандартное мышление, неординарные решения проникает во все сферы жизни: от традиционно творческих областей до банковской сферы, страхования, консалтинга или недвижимости.

Чтобы наши дети были в жизни успешными, мало научить их считать, писать, знать химические формулы или декламировать Шекспира в оригинале.

При такой доступности и скорости распространения знаний, как сегодня, всеми этими и другими базовыми навыками овладеть не составляет труда. К слову сказать, за простое овладение навыками, зубрежку отвечают задние отделы коры больших полушарий и подкорковые структуры. Это удел исполнителей. Напротив, ориентация в ситуациях и смыслах, режиссура, программирование и контроль — высшая функция, которую регулируют самые поздно созревающие отделы мозга: лобные отделы коры больших полушарий. Это функции руководителей, новаторов, изобретателей.

В лучших колледжах всего мира не обучают конкретным программам или инструментам, обучают подходам.

Закладывают и развивают умение рождать идеи, концепции. Ничто сегодня не стоит так дорого, как идея: в любой сфере.

Зубрить уроки вредно — нужно думать нестандартно

Ждет ли вашего ребенка научная карьера или стартап, горит ли он желанием спасать вымирающие виды животных или конструировать электрокары, снимать блокбастеры или разрабатывать питание для космонавтов — везде первым будет запрос на нестандартность подходов и решений, out of the box thinking.

На эту тему гениально высказался детский психолог, автор книг и многочисленных статей Питер Грей: «Сегодня более, чем когда-либо, креативность является ключом к экономическому успеху. Нам больше не нужно, чтобы люди выполняли инструкции как роботы (у нас для этого есть роботы), или производили рутинные вычисления (для этого у нас есть компьютеры), или искали ответы на уже кем-то отвеченные вопросы (с этим отлично справляются поисковики). Но нам очень нужны люди, которые могут задаваться вопросами и искать на них ответы, решать новые проблемы и уметь предвидеть препятствия для их решения прежде, чем они возникнут. Все это требует развитых креативных способностей. Игривого, креативного ума».

Помимо того, что идеи нужно уметь генерировать, их нужно еще уметь визуализировать, делать понятными для других людей.

На наших глазах информация становится все более сжатой, визуальной, графичной. Майндмэпы и все виды инфографики, иконки и эмодзи — они все об этом. В профессиональных кругах существуют даже термины «дизайн-мышление» (design-thinking) и «творческий интеллект».

На каждый новый контакт с информацией у человека — ребенка или взрослого — все меньше времени. Чтобы завладеть вниманием, есть всего несколько секунд. И этот тренд по мере взросления наших детей будет только набирать силу.

По прогнозам специалистов Google, в ближайшие 5 лет мы полностью перейдем на потребление информации с экранов мобильных телефонов. В 2016 году впервые вход в соцсети с мобильных устройств превысил вход с экранов компьютеров. А это значит, что все, буквально все требует креативного решения — от онлайн-заказов в супермаркете или аптеке до прогноза погоды или финансовой аналитики.

Надо сказать, что под развитием творческих способностей имеется в виду, конечно, нечто большее, чем посещение кружка по лепке из глины или художественной школы.

21 век предлагает детям любые возможности: озвучивание мультфильмов или участие в создании компьютерных игр, детские музеи или научные лаборатории, фестивали и театры, образовательные онлайн-платформы и YouTube — всего не перечислишь. То, на что взрослые тратят уйму времени и денег, дети осваивают моментально.

Зубрить уроки вредно — нужно думать нестандартно

Уже несколько десятилетий американские дети в возрасте от детского сада до выпускных классов проходят «Тесты творческого мышления Торренса», комплексные измерения уровня креативности в широком смысле слова.

Исследования показывают, что эти тесты позволяют предсказать будущие профессиональные достижения детей лучше, чем тесты на IQ, и уж тем более школьные баллы. Взгляните на критерии оценки этих тестов. Они очень напоминают профессиональную аттестацию, не правда ли?

Результаты обрабатываются с учетом пяти показателей: беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию и абстрактность названий. Беглость — это не что иное, как творческая продуктивность человека. Оригинальность — наиболее значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует об уникальности идеи, неординарности творческого мышления. Абстрактность названия говорит о способности выделять главное, понимать суть вопроса, синтезировать и обобщать информацию. Сопротивление замыканию — это способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей. Наконец, разработанность характеризуется способностью детально разрабатывать придуманные идеи.

К чему я веду? Я призываю родителей детей любого возраста пристально проанализировать свои представления и подходы к развитию, образованию, воспитанию детей.

Не пропускайте моменты детских творческих озарений, не навязывайте им ваши любимые занятия или хобби, прислушивайтесь и присматривайтесь к сильным сторонам, талантам ваших детей, подхватывайте их интересы и потребности, не мешайте им играть в игры, которые, возможно, станут делом их жизни.

Смотрите на детские занятия со вниманием и уважением, отказывайтесь от стереотипов. Если мальчишка сидит за компьютером, это не значит, что он неуч или лентяй, даже, вернее, особенно — если у него двойка за басни Крылова. Это прежде всего означает то, что ему интересно за компьютером. Возможно, он будущий программист, или 3D-дизайнер, или видеомонтажер, или веб-аналитик.

Если девочка играет в машинки или конструирует кораблики и не притрагивается к Барби, в этом нет ничего ненормального или опасного. Дайте ей больше способов и возможностей изучить машинки и кораблики. Есть вероятность, что, когда она вырастет, она станет капитаном лайнера или создаст наконец машину времени.