3 важных шага к творческому развитию ребенка
Одна из негативных сторон обучения в школе — формирование шаблонного мышления. Система образования построена так, что ребенок просто повторяет выполнение задания по предложенному образцу. Любые попытки уйти от него жестко караются.
Дети перестают походить творчески к решению многих вопросов. А если и проявляют креативный подход в учебе, то часто сталкиваются с непониманием учителя. Получают за работу двойку или тройку с формулировкой «не справился».
Но именно умение находить нестандартные решения для реализации задач ценятся в любой сфере деятельности.
Об эффективных способах развития этого навыка рассказывает психолог, автор бестселлера «Развитие логики и мышления у детей» Шамиль Ахмадуллин.
Креативное мышление поможет ребенку лучше устроиться в жизни
Креативность самым благоприятным образом влияет на всю дальнейшую жизнь. Люди, добившиеся успехов в бизнесе или в любой другой сфере, сделали это благодаря умению выходить за стандартные рамки.
Например, сдавать отчеты может любой бухгалтер, а вот придумать законную схему уплаты налогов, позволяющую руководителю экономить миллионы рублей, могут единицы. И, понятно, что оплата труда такого сотрудника значительно выше.
Не нужно ставить креативность в противовес логике и здравомыслию. Наоборот, нестандартность важна, когда все логичные способы решения проблемы уже перебраны и необходим новый подход к задаче или ситуации.
Развивайте творческое мышление с 7 лет
Умение нестандартно мыслить формируется в детстве. Все замечали, насколько необычно и многообразно малыши смотрят на совершенно обычные вещи. Палка для них — и жезл короля, и рычаг для машины. Этот талант необходимо поощрять и удваивать.
Развивать креативность рекомендуется с классов начальных школы: ребенок должен понять, что не бывает одного единственно правильного варианта – даже у большинства математических задач есть альтернативные способы решения. Этой альтернативе и необходимо обучать школьников с 7 лет.
Лучшие упражнения для развития нестандартного мышления
Упражнение «Альтернатива»
Дайте ребенку простой предмет (ручка, карандаш, скрепка, пуговица, тарелка, носок и т.д.) и предложите подумать над альтернативным способом его использования. Например, скрепкой можно использовать как пуговицу, закладку, заколку и т.п.
Начните с 10 способов, а затем повышайте планку до 15 – 20. Отведите на выполнение упражнения 7 минут. Чем больше вариантов придумает ребенок, тем лучше.
Важно поощрять даже самые неожиданные варианты. Например, скрепка в качестве прищепки для носков. Но при этом попросите ребенка пояснить, как именно он собирается применить это в жизни.
Упражнение «Ассоциации»
Вы говорите ребенку любое слово и спрашиваете, с чем оно ассоциируется – а затем по очереди придумываете варианты. Проигрывает тот, у кого закончились ассоциации.
Например, слово «молоко» может ассоциироваться с коровой, деревней, кашей, соской, какао, творогом и др. Главное соблюдать здесь правило из предыдущего упражнения. Как только у ребёнка появляется ассоциация, которая совсем не очевидна, попросите объяснить ее. Например, ребенок на слово «молоко» говорит «бабушка». Надо поинтересоваться, почему именно бабушка. Если ребенок сможет самостоятельно (или с вашей помощью) внятно объяснить, почему назвал «бабушку», то принимайте ответ и продолжайте игру.
Эти упражнения очень эффективны, их с радостью выполняют все дети. А у родителей это займет не более 15 минут в день.
Творческое мышлениедано ребенку от природы. Искоренить его можно, если постоянно требовать делать «как принято», по шаблону. В то время как постоянные тренировки помогут школьнику понять, что есть множество способов решения даже простых задач. Ребенок усвоит главный урок: когда человек включит воображение, у него всегда получится найти выход из безвыходной ситуации.