О том, как один спектакль изменит представления подростков о свободе. 14 октября театр «У Никитских ворот» покажет первую премьеру сезона – спектакль «Остров сокровищ». Приключенческий роман XIX века в постановке выпускников театрального института Бориса Щукина доказал актуальность неоромантизма. Как учебные работы превращаются в настоящие спектакли и почему быть пиратом значит быть свободным, «Летидор» разузнал у режиссера постановки Родиона Вьюшкина.Родион Юрьевич, как появился «Остров сокровищ»? — Спектакль зародился как самостоятельный показ, а потом превратился в полноценную постановку. В Щукинском училище есть такая штука – самостоятельный показ: студенты актерского факультета представляют на суд педагогам свои собственные трактовки отрывков из произведений. На третьем курсе таких показов два: один – в октябре, а другой – в феврале. Зимний показ – последний самостоятельный для студента, дальше только дипломные работы. И всегда на самостоятельный показ выбирают какую-то – в хорошем смысле этого слова – шизофрению. Да, вот такая традиция в «Щуке»: всегда какая-нибудь хулиганка!Помню даже «Омерзительную восьмерку». Заключительный самостоятельный показ 2017 года, который педагоги отметили как лучший за последние 10 лет, мои студенты сделали по Стивенсону. Тогда я понял, что надо развивать эту историю, и мы с ребятами сделали спектакль. За образами для персонажей далеко ходить не надо было, мы, как и Роберт Стивенсон, присмотрелись к своим друзьям. Есть известный факт: близкий друг писателя Уильям Хенли стал прототипом Джона Сильвера. Стивенсон даже написал Хенли письмо: «Признаюсь, именно зрелище твоей увечной мощи и властности породило Джона Сильвера… идея человека, способного повелевать и устрашать одним лишь звуком своего голоса, полностью обязана своим появлением тебе».Чем постановка «Острова сокровищ» в театре «У Никитских ворот» отличается от спектаклей в других театрах? — В постановке мало осталось от оригинального текста романа, но то, что мы привнесли своего, только пошло спектаклю на пользу. Безусловно, мы отталкивались от Стивенсона. Сюжет приключенческого романа – противостояние главных героев: юного Джима Хокинса и опасного пирата Джона Сильвера, – остался центральной линией повествования. А вот артисты проецируют на зрителя новых героев, новых по своей подаче, родившихся уже в современной культуре. Таких, каких бы нарисовал себе наш современник, видевший «Пиратов Карибского моря», советские мультики 80-х и художественную трилогию Владимира Воробьева.Объясню почему. Наверное, многим знакома такая вещь, как актерские этюды, самые известные – на тему животных, когда ученикам дают задание сходить в зоопарк и «принести оттуда зверя». Так вот, я своим студентам даю задание смотреть мультики по одной простой причине: мультипликационные герои ограничены только фантазией автора, они не подчиняются законам физики, но имеют четкие поведенческие линии и оценки, которые именно прописаны и сыграны мультяшно. Главный герой нашей постановки становится в каком-то смысле заложником предлагаемых обстоятельств.Мы решили воспользоваться этим – спектакль начинается в уютной комнате, где ровесник Джима читает книгу Стивенсона и так увлекается, что, замечтавшись, проваливается в сон. А вслед за ним следуют и все герои «Острова сокровищ». Тут-то зритель и понимает, что перед ним Джим Хокинс. Крайнее обострение обстоятельств активизирует действие. Действие рождается одновременно с появлением новой цели, достижению которой сопутствует борьба с различными обстоятельствами. Предлагаемые обстоятельства — непосредственный импульс действия, с ними-то герои и вступают в конкретную борьбу. Конфликт — движущая сила сценического действия. И, конечно, в нашей постановке «Острова сокровищ» противостояние Джима Хокинса и Билли Бонса - главная движущая сила спектакля, приправленная мейнстримовскими образами и щукинским хулиганством.Слово «вздрл», как думаете, что означает? Намеренно не расскажу, приходите смотреть.Судя по всему, вы любите хулиганить. Считаете ли вы себя хулиганом? — Конечно, я хулиган. Я сменил пять школ. Из одной школы меня выгнали первого сентября, прямо на линейке: одноклассник сел на мои цветы, которые я принес своей учительнице, и я его этими же цветами и отхлестал по лицу. Еще в одной школе я стал «звездой». Меня уличили в ее поджоге, как какого-то Вовочку, хотя я этого не делал. Вообще, на красный диплом я, конечно, не тянул. Поступив в театральную школу № 1113, самую мою любимую, до сих пор ее навещаю, мои хулиганские наклонности талантливые педагоги направили в правильное русло, в актерство. Понятно теперь, почему «Остров сокровищ» и пираты так легко вас увлекли. – Ощущение себя пиратом дарит чувство свободы. Свобода заключается в том, чтобы не делать того, чего мы не хотим.Свобода выбора — суть пиратства. А если ты не пират, как найти сокровище? Что такое сокровище? – Ой, такой глубокий вопрос. В финале «Острова сокровищ» есть сцена, посвященная сокровищам, где как раз раскрывается то, что такое сокровище для нас, а что — для пиратов. Но все же позволю себе заметить, что, несмотря ни на что, все пираты — добрые, они просто не могут быть злыми. Почему? Поймете, когда посмотрите.Что посоветуете прочесть и посмотреть, чтобы проникнуть в суть пиратства? – Прочесть Стивенсона, конечно. А также «Одиссею капитана Блада» Рафаэля Сабатини, «Грабителей морей» Луи Жаколио. Как-то нам даже попалась серия «История пиратства» — тоже рекомендую.Начали с художественной трилогии Владимира Воробьева «Остров сокровищ», продолжили фридмановским вариантом 1971 года, завершали экскурс последними полнометражками «Диснея». «Остров головорезров» Ренни Харлина тоже рекомендую тем, кто по-настоящему увлечен темой пиратов. Хотя тут стоит обратить внимание на возрастное ограничение.Вот, например, мы в одной из библиотек нашли реальную историю: у капитана Черной бороды на корабле случился бунт, после которого он высадил на острове Сундук мертвеца, пятнадцать человек, да еще и оставил каждому пирату по бутылке рома. Где: театр у Никитинских ворот, ул. Б. Никитинская, д. 23/14/9 Когда: 14 октября 2017 года, 12:00, 28 октября 2017 года, 12:00 Подробности: сайт театра Фото: Надежда Пястолова