«Спектакль "Остров сокровищ" — шизофрения в хорошем смысле слова»: режиссер Родион Вьюшкин о театральной премьере
© Надежда Пястолова
14 октября театр «У Никитских ворот» покажет первую премьеру сезона – спектакль «Остров сокровищ». Приключенческий роман XIX века в постановке выпускников театрального института Бориса Щукина доказал актуальность неоромантизма. Как учебные работы превращаются в настоящие спектакли и почему быть пиратом значит быть свободным, «Летидор» разузнал у режиссера постановки Родиона Вьюшкина.
Родион Юрьевич, как появился «Остров сокровищ»?
— Спектакль зародился как самостоятельный показ, а потом превратился в полноценную постановку. В Щукинском училище есть такая штука – самостоятельный показ: студенты актерского факультета представляют на суд педагогам свои собственные трактовки отрывков из произведений.
На третьем курсе таких показов два: один – в октябре, а другой – в феврале. Зимний показ – последний самостоятельный для студента, дальше только дипломные работы. И всегда на самостоятельный показ выбирают какую-то – в хорошем смысле этого слова – шизофрению. Да, вот такая традиция в «Щуке»: всегда какая-нибудь хулиганка!
На моей памяти – Шапокляк с Чебурашкой, «Гарри Поттер», где участвовали наши педагоги, виртуозно владевшие фехтованием на палочках.
Помню даже «Омерзительную восьмерку». Заключительный самостоятельный показ 2017 года, который педагоги отметили как лучший за последние 10 лет, мои студенты сделали по Стивенсону. Тогда я понял, что надо развивать эту историю, и мы с ребятами сделали спектакль.
За образами для персонажей далеко ходить не надо было, мы, как и Роберт Стивенсон, присмотрелись к своим друзьям. Есть известный факт: близкий друг писателя Уильям Хенли стал прототипом Джона Сильвера. Стивенсон даже написал Хенли письмо: «Признаюсь, именно зрелище твоей увечной мощи и властности породило Джона Сильвера… идея человека, способного повелевать и устрашать одним лишь звуком своего голоса, полностью обязана своим появлением тебе».
Чем постановка «Острова сокровищ» в театре «У Никитских ворот» отличается от спектаклей в других театрах?
— В постановке мало осталось от оригинального текста романа, но то, что мы привнесли своего, только пошло спектаклю на пользу. Безусловно, мы отталкивались от Стивенсона. Сюжет приключенческого романа – противостояние главных героев: юного Джима Хокинса и опасного пирата Джона Сильвера, – остался центральной линией повествования. А вот артисты проецируют на зрителя новых героев, новых по своей подаче, родившихся уже в современной культуре. Таких, каких бы нарисовал себе наш современник, видевший «Пиратов Карибского моря», советские мультики 80-х и художественную трилогию Владимира Воробьева.
Работая с актерами, я всегда требую: «Смотрите мультики!»
Объясню почему. Наверное, многим знакома такая вещь, как актерские этюды, самые известные – на тему животных, когда ученикам дают задание сходить в зоопарк и «принести оттуда зверя». Так вот, я своим студентам даю задание смотреть мультики по одной простой причине: мультипликационные герои ограничены только фантазией автора, они не подчиняются законам физики, но имеют четкие поведенческие линии и оценки, которые именно прописаны и сыграны мультяшно.
Главный герой нашей постановки становится в каком-то смысле заложником предлагаемых обстоятельств.
Какой ребенок, читающий «Остров сокровищ», не мечтал оказаться на месте Джима Хокинса и отправиться в захватывающее приключение на поиски сокровищ?
Мы решили воспользоваться этим – спектакль начинается в уютной комнате, где ровесник Джима читает книгу Стивенсона и так увлекается, что, замечтавшись, проваливается в сон. А вслед за ним следуют и все герои «Острова сокровищ». Тут-то зритель и понимает, что перед ним Джим Хокинс.
Крайнее обострение обстоятельств активизирует действие. Действие рождается одновременно с появлением новой цели, достижению которой сопутствует борьба с различными обстоятельствами. Предлагаемые обстоятельства — непосредственный импульс действия, с ними-то герои и вступают в конкретную борьбу. Конфликт — движущая сила сценического действия.
И, конечно, в нашей постановке «Острова сокровищ» противостояние Джима Хокинса и Билли Бонса - главная движущая сила спектакля, приправленная мейнстримовскими образами и щукинским хулиганством.
Из любви к хулиганству в спектакле родился новый пиратский словарь, его даже в программку включили для удобства зрителей.
Слово «вздрл», как думаете, что означает? Намеренно не расскажу, приходите смотреть.
Судя по всему, вы любите хулиганить. Считаете ли вы себя хулиганом?
— Конечно, я хулиган. Я сменил пять школ. Из одной школы меня выгнали первого сентября, прямо на линейке: одноклассник сел на мои цветы, которые я принес своей учительнице, и я его этими же цветами и отхлестал по лицу. Еще в одной школе я стал «звездой». Меня уличили в ее поджоге, как какого-то Вовочку, хотя я этого не делал.
Вообще, на красный диплом я, конечно, не тянул. Поступив в театральную школу № 1113, самую мою любимую, до сих пор ее навещаю, мои хулиганские наклонности талантливые педагоги направили в правильное русло, в актерство.
Понятно теперь, почему «Остров сокровищ» и пираты так легко вас увлекли.
– Ощущение себя пиратом дарит чувство свободы. Свобода заключается в том, чтобы не делать того, чего мы не хотим.
Хотите стать пиратом? Делайте то, что вам искренне хочется.
Свобода выбора — суть пиратства.
А если ты не пират, как найти сокровище? Что такое сокровище?
– Ой, такой глубокий вопрос. В финале «Острова сокровищ» есть сцена, посвященная сокровищам, где как раз раскрывается то, что такое сокровище для нас, а что — для пиратов. Но все же позволю себе заметить, что, несмотря ни на что, все пираты — добрые, они просто не могут быть злыми. Почему? Поймете, когда посмотрите.
Что посоветуете прочесть и посмотреть, чтобы проникнуть в суть пиратства?
– Прочесть Стивенсона, конечно. А также «Одиссею капитана Блада» Рафаэля Сабатини, «Грабителей морей» Луи Жаколио. Как-то нам даже попалась серия «История пиратства» — тоже рекомендую.
Пока мы готовили спектакль, то пересмотрели о пиратах все, что только можно.
Начали с художественной трилогии Владимира Воробьева «Остров сокровищ», продолжили фридмановским вариантом 1971 года, завершали экскурс последними полнометражками «Диснея».
«Остров головорезров» Ренни Харлина тоже рекомендую тем, кто по-настоящему увлечен темой пиратов. Хотя тут стоит обратить внимание на возрастное ограничение.
А вообще, ходите в библиотеку.
Вот, например, мы в одной из библиотек нашли реальную историю: у капитана Черной бороды на корабле случился бунт, после которого он высадил на острове Сундук мертвеца, пятнадцать человек, да еще и оставил каждому пирату по бутылке рома.
Где: театр у Никитинских ворот, ул. Б. Никитинская, д. 23/14/9
Когда: 14 октября 2017 года, 12:00, 28 октября 2017 года, 12:00
Подробности: сайт театра
Фото: Надежда Пястолова