Опубликовано 25 июля 2012, 00:00

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Арт-проект "Васильев вечер" уже несколько лет проводит традиционные русские праздники, игры, мастер-классы по ремеслам. "Просто мы постоянно приходим на встречи со своей историей, со своим прошлым" - говорят постоянные участники.
"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

  • Мам, а можно мне еще одну ленточку? – девчушка лет шести завязывает бантик на веточку. Там уже висят бусы и атласные ленты разных цветов. Люди в русских рубахах и сарафанах на городской набережной Томска наряжают деревце. Береза несколько увяла, она сегодня уже была на службе. Но впереди у нее еще много приключений. Через пять минут с песней, вслед за лесной красавицей, длинным хороводом все будут спускаться к реке, держась за руки. Молодые ребята, взрослые мужчины и женщины, совсем уже бабушки с увлеченностью водят хороводы. Ребятишки часто еле успевают, но им тоже любопытно. Мы узнаем друг друга в лицо, хотя часто не знакомы лично. В разговоре легко возникают слова "крутуха", "восьмера", "шамшура", незнакомые уху современного человека. Димка в аутентичной клетчатой рубашке, Катерина в сарафане, Лена в удивительно ярком желтом холодае, с красным поясом-шитиком. Многие завсегдатаи встреч уже имеют свои народные костюмы. Просто мы постоянно приходим на встречи со своей историей, со своим прошлым.

Арт-проект "Васильев вечер" уже несколько лет проводит традиционные русские праздники, игры, мастер-классы по ремеслам. На этот раз отмечали Троицу – Зеленые святки. Еще часа два мы водили хороводы у самой воды, а потом, сняв с березы бусы и ленты, отпустили в реку.

Долгие годы я думала, что не люблю русский фольклор. Это слово пахло для меня нафталином, какой-то ненастоящестью. Чересчур яркие краски, залихватские пляски. Впечатляли некоторые номера ансамбля "Березка", но было понятно, что это скорее авторская хореография.

Все изменилось в один зимний вечер - 13 января. Мы называем эту ночь Старый Новый год, наши предки называли ее Васильев вечер. И праздновали! С песнями, плясками, вкусной едой и поцелуйным играми, хороводами и частушками, вертепом с колядовщиками. В тот вечер мы с подругой пришли на вечерку, на празднование нового года, на первое представление вновь народившегося коллектива "Васильев вечер".

Программка первого представления

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Вложенная в программку игрушка, которую гостям предлагалось склеить дома самостоятельно

Все сразу оказалось не так, как ожидалось. Сцену и зрительный зал поменяли местами. На сцене половицы застелены половиками, колыбель висит, стол с пряниками, пряничным домиком, свечами, кругом стулья для зрителей. Сами актеры-певцы в рядах зрительного зала. Возникло ощущение крестьянской избы. Мы шли на концерт, а попали в гости. Концертами программы "Васильева вечера" назвать сложно, потому что это всегда интерактив со зрителем: игры, пляски, разговор.

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Афиша программы мастер-классов «Масленка – Широкий вечер». Автор-художник Ольга Нечаева, участница проекта. Ее афиши и программки мероприятий всегда хочется унести с собой и хранить, как произведение искусства.

Весь следующей год я не пропустила ни одной ежемесячной программы – Красная горка, Зеленые святки, в пост пели духовные стихи и мастерили в "Средокрестие", на Масленке ели блины, на Пасху катали яйца, в июне березу наряжали, завершили год "Круглолетием"... А ведь я не любила русский фольклор. Или не знала? Или это не фольклор?

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Автор Катя Шестакова Традиционные птички-свистульки издают великолепные трели. Внутрь наливается немного воды. И начинаются переливы. Программа «Великдень» в городском саду. Апрель 2010 года.

Переливы птички-свистульки Дальше успевать за всеми мероприятиями коллектива стало просто нереально. Проектов у коллектива много, и они очень разные. Направлены на разную аудиторию и на разные области жизни. Кроме концертного направления, работают мастерская "Мельница", студия русской пляски "Улица", много выездов на фестивали, встреч с бабушками-учителями, носителями традиции. В группе ВКонтакте у "Васильева вечера" 150 фотоальбомов с различных мероприятий. Проект расширяется в сторону костюма, песни, пляски, куклы, обряда, игры, кухни, ремесел.

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Автор Даниил Крапчунов. Пряничный декабрь - 2011

Весь месяц в "Мельнице" пекли пряники. По старым бабушкиным рецептам. Участники научились делать архангельские и поморские козули, печатные пряники, пряничные домики. Вкусные и красивые.

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Автор Ольга Нечаева "Готовимся к встрече весны"

Мастер-класс по выпечке жаворонков от ремесленной мастерской "Мельница" прошел 18 марта 2012 года в Краеведческом музее. Участники освоили три вида теста и пять различных форм жаворонков.

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Автор Юля Невская

Студия русской пляски "Улица" возникла в ответ на запрос молодой аудитории. После выступления "Васильева вечера" на молодежном форуме "Томский коллайдер" появилось много желающих выучить традиционные пляски. Сейчас ребята с "Улицы" часто принимают участие в выступлениях "Васильева вечера".  В воскресенье с 17.00 до 19.00 ребята не только пляшут традиционные для Сибири восьмеру, крутуху, топора, они играют в игры наших бабушек и дедушек.

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Спектакль "Жизнь Марии"

"Жизнь Марии" - необычный историко-этнографический спектакль. Песни сибирских мест, пляски, воспроизведенные на сцене обряды сватовства, свадьбы… История Сибири ХХ века в воспоминаниях Марии Сипкиной – прабабушки одной из участниц коллектива. Рукопись, с автобиографическим жизнеописанием которой, нашли в архивах семьи.

Перечислить всё не представляется возможным. Театр живой истории, программа "Неволя" - все это эксклюзивные, живые, вырастающие из прошлого в современность проекты, трогающие душу, пробуждающие внутреннее знание о себе.

В какой-то момент я вдруг поняла, что пойти на программу "Васильева вечера" в джинсах не могу. В хороводе чувствую себя не-пойми-кем! Ни баба, ни мужик. Возникает просто непреодолимая потребность надеть юбку, такую, чтоб летела колоколом вокруг тебя в крутухе. Однажды, кажется, во время пения духовных стихов, я вдруг почувствовала, как ноги буквально врастают в землю, будто начинают чувствовать корни. Песни предков будили во мне глубинные знания о себе?

А "Неволя" – песни тюрьмы, каторги и ссылки – пробудила какие-то незнакомые воспоминания, явно не из моей жизни. Но так остро, так знакомо звучали эти выкрики конвоиров.. Как будто меня вызывают.. И такая тоска. Память прадедов, шедших по этапу? Обе родительские линии – спецпереселенцы, как и у многих в Томске. Но мне никто никогда не рассказывал подробностей, откуда тогда эти воспоминания?

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Групповой "портрет" "Васильева вечера", выполненный в технике традиционной куклы. Списанные образы: самый высокий мужчина в красной рубахе по центру - художественный руководитель коллектива Александр Беспалов, слева от него – Юлия Невская, справа – мастерица Света Липовка.

Почти всем взрослым участникам коллектива до сорока лет. Почти все семейные. На репетиции ходят с детьми. Даниила Крапчунова в традиционной рубахе встретить можно и в городе, и на лекции в университете, где он преподает. Это не только сценические костюмы, это костюмы для жизни.

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным

Фотография из альбома "Наши учителя"

Песни, которые исполняет "Васильев вечер", берутся не из сборников. Их записывают сами участники в деревнях и поселках Сибири. Даниил, баба Клава и Александр в поселке Степановка Верхнекетского района Томской области.
Даниил Крапчунов, организатор и инициатор артпроекта "Васильев Вечер":

  • Когда мы создавали проект, первой мыслью было – ради наших детей. Чтобы у них было то, чего были лишены мы. Мы сегодня не знаем, кто мы и что мы. А ответ на этот вопрос определяет наши дальнейшие действия. Как мы поступаем в тех или иных ситуациях? Почему именно так? Идет постоянное мучение: "А правильно ли я поступил?" Когда сталкиваешься с русской культурой, понимаешь, что это действительно твое, так было у твоих предков, на протяжении многих веков – вопросы отпадают. Мы были лишены знания своей культуры, традиции, знания себя, понимания, кто мы есть.

Почему мы говорим: "Для детей"? Это не значит, что мы вот сейчас выучим, и их научим. Нет! Научить так: "Вот вы послушайте, я вам расскажу!" – это невозможно. Если они разделяют наши ценности, если они принимают нас, как родителей, и относятся к нам с уважением, их собственный поиск себя, собственное творческий поиск может их завести куда угодно. Мои дети могут этим совсем не заниматься в будущем! Но наша ценность, наша культура, то, что они видят с детства – для них это база. "Ой, у меня в детстве была такая игрушка", или "У меня у бабушки на огороде вот такой цветок рос". Для них это всегда будет ассоциироваться с домом, с родителями, с чем-то естественным, настоящим, подлинным. И именно в этом суть. С детьми не занимаются отдельно. Но они постоянно с нами на репетиции. У них есть свой сундук с игрушками. Они слышат эти песни, они постоянно видят эти обряды, они видят костюм. И они уже не будут на себя напяливать всякую ерунду: рубаху в петухах или псевдококошники в горох. У них уже просто другая эстетика, другая система координат, иные ценности.

_ Читайте также:
Лето в деревне: воспоминания на всю жизнь
Сельская школа: XXI век
Как сохранить русский язык у детей за границей
Павел Лукша: "Образование – это выстрел в будущее"
Кен Робинсон: Почему школа убивает креативность_