Лагерь 2.0: улитки и верёвки
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
Лагерь 2.0: улитки и верёвки
Фото: janemouse, mamakatty, alexandrushka
Кажется, моя прошлая колонка про параллельные дневники получилась слишком теоретической. Зато на днях появился хороший пример для практической иллюстрации: мы вернулись из семейного лагеря Жени Кац в Белоруссии. Были мы там уже второй раз, и теперь я расскажу о том, чем нынешний лагерь отличался от прошлогоднего. Если вкратце: всё получилось ещё круче. А как именно получилось, лучше всего написать в жанре сравнительного дневника, цитируя прошлогодние заметки и добавляя новые на ту же тему.
Дом с привидениями
"Приехали, получили домик - самый ближний к озеру, ура! Позавтракали и побежали купаться".
Как только получили комнату в домике на турбазе, я тут же разложил вещи в шкафу. Вроде обычное дело, зачем об этом писать? Но меня удивило. Обычно я почти не использую такие шкафы в гостиницах. Рюкзак или сумка выступает в роли эдакой раковины улитки, которая не спешит раскрываться; вещи понемногу расползаются от рюкзака по комнате, но если получается слишком хаотично - вновь собираются в рюкзак. Но не в чужой шкаф. Тем более что комната используется только для сна, а всё остальное время мы на улице - ну типичное такое отпускное отношение к временному дому.
А на этот раз я сразу использовал шкаф и тумбочки. Подумал было, что это какой-то психологический прорыв. Потом понял, что всё проще: мы живём второй раз в том же домике! И он уже стал стал "своим" даже для такой улитки, как я.
Ещё в доме живут летучие мыши, иногда залетают в окна. А ласточки пытаются стоить гнездо прямо на веранде. На порог приходят жабы. Муравьи возводят дворцы под каждой березой во дворе. А на одной берёзе течёт сок, и туда собираются все насекомые с округи, от усатых жуков до огромных бабочек.
Наверное, всё это было и в том году, просто не замечал вот так сразу. "Держа наготове бамбуковый меч..."
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
snail2.jpg
Методы знакомства
"В дверь постучали две девчонки. И спросили, сколько у меня детей. Я удивился. Рассказал, что трое, но в лагерь только двое приехали. Вопрошавшие поблагодарили и ушли. Через десять минут еще одна группа детей с мамой приходит, с тем же вопросом: скольку у меня детей? Оказывается, это идет игра "Бегущий лагерь".
На этот раз в день приезда играли в "ладошки" - это дополнительная игра на знакомство. Результаты - ладошки всех домиков, с описанием, кто чем увлекается - повесили у столовой. Можно в любой день пойти и почитать эту "социальную сеть", если вдруг забыл, кого как зовут.
Правда, сравнение с "социальной сетью" тут же выявило один минус этой презентации: нету стрелок, которые связывают детей с родителями. То есть непонятно, например, кто мама Егора. Но это можно проверить другим способом: по тетрадкам. На этот раз мы уже знали заранее, для чего они нужны. Поэтому сделали свою по всей форме - и нашу фотку на обложке, и координаты-интересы внутри. Даже визитку мою туда вклеили. А Ева написала своё имя зеркальными буквами.
Еще одна игра на знакомство была на второй день: каждый, стоя в круге, показывает какой-то персональный жест, а потом все повторяют по очереди эти жесты, произнося имена. Но эту игру я пропустил, потому что Ева утащила меня на пляж. Погода в этом году лучше, купались много.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
ozero2.jpg
Самоходные дети
"Турбаза - это такая большая деревня, где с одной стороны, есть всё для жизни, есть даже лес и озеро. А с другой стороны, даже маленькие дети легко запоминают всю "карту" и свободно гуляют без родителей и нянь".
Думаю, в этом году я гораздо меньше доставал детей попытками отправить их на все занятия сразу. Тем более что у них теперь собственные интересы более четко выражены. Кит с удовольствием ходит на математику, с ещё большим удовольствием - на биологические экспедиции с Юлей. Они мало того что в лесу, так ещё совмещены с разными туристическими заданиями, вроде разведения мокрых костров и поиска кладов по компасу.
И ещё он очень увлечён коллективными играми: часами играет в футбол, сам проверяет расписание на предмет вечерних игр в столовой – там у них «Шляпа», «Крокодил» , «Спящие принцессы», «Лабиринт» и так далее. Сам подначивает взрослых играть. Вот например наш любимый Калах:
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
kit_katya.jpg
Для малышей Лида с Юлей тоже проводят биологию, где показывают гадюк, кротов и разную прочую живность. Ева там пару раз побывала. А также у Жени на математике, и у Саши с Аней - на глине. Всё это я восстанавливаю сейчас по их фоткам; сам я в большинстве случаев не знал, куда она отправилась на этот раз:
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
math.jpg
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
eva_glina2.jpg
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
glina2.jpg
Вообще у Евы в этом году была особая траектория: чаще всего я находил её на "ползучке" с малышами. И вначале пытался оттуда вытаскивать: ей ведь четыре с половиной, а там двухлетки ползают. Потом вспомнился прошлый год, она точно так же начинала с "ползучки". Подумалось ещё, что дома она постоянно с младшим братом Лёвой проводит время, и наверное поэтому тяготеет к малышне.
И действительно, постепенно она стала от малышей переходить к другим занятиям. Но только к своим собственным. Находит пустой стол с остатками мастер-класса старших, и сама там целый час одна конструирует что-нибудь.
Либо в паре с каким-нибудь ребенком своего возраста придумывает свою игру - строит домики из пенок, на карусели кружится. Ходит к ним в гости. С одной девочкой ходила в библиотеку, читали там вместе. В общем, сама выстраивает отношения с "нуля". А коллективные занятия как-то не любит в этом году.
-
Пап, на самом деле песка не существует. Песок это просто маленькие камни.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
eva_alone.jpg
Мужская лень
"Забавно наблюдать отношения мужчин в группе, где их значительно меньше половины. Вот как у нас в лагере: на три десятка мам - лишь около десятка пап. В таких условиях между мужчинами практически нет конкуренции".
В этот раз папаш в лагере больше, и некоторые стали вести занятия, которыми я в том году занимался: Андрей из "Паровозии" проводит утреннюю зарядку, другой Андрей постоянно играет с пацанами в футбол. А у Артема отличные спортивные луки с собой привезены, так что вырезать деревянные уже нет смысла.
Из-за этой расслабухи я даже забил на айкидо, которое проводил в том году. И как оказалось, зря забил. Ближе к концу смены меня попросили провести пару занятий. Вышло очень неплохо, и все пожалели, что не с самого начала.
А дело именно в том, что состав лагеря поменялся. В прошлом году доминировала малышня до семи лет. С ними айкидо не очень вышло, зато простые подвижные игры с мячом пошли на "ура". Поэтому я сразу настроился на футболы-пионерболы. Но в этом году и мужиков больше, и подростков старше девяти. В таком коллективе айкидо хорошо получилось. Но мало, увы.
С другой стороны, бездельничать тоже приятно. В первый раз я постоянно носился, чтобы везде успеть и еще что-нибудь новое придумать. А нынче смог просто отдохнуть. Особенно хорошо в пасмурные, преддождевые дни лежать на пустом пляже, слушать волны и смотреть, как ветер крутит облака самых фантастических форм. Эта прекрасная лень даже не позволила мне заняться серфингом, хотя Артем предлагал всем желающим.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
surfing.jpg
Цивилизация Кольца
"Верёвочные игры идут на ура. Разошлись почти все веревки, что я принёс, то есть метров пятьдесят. Народ теперь по верандам играет в "колыбель для кошки" и меня спрашивают постоянно, "как дальше".
В прошлом году основной бум произвела игра на двоих, дальше я уже спонтанно показывал отдельные фигуры и сказки. В результате удалось научить детей лишь нескольким, самым простым фигурам, вроде чашки или гарпуна с рыбой.
На этот раз решил превратить верёвки в настоящий учебный курс, с настоящей научной программой, из которой мы за 10 дней проделали как раз "детскую половину" - первые 10 занятий, около 40 фигур и восемь веревочных сказок.
Самое первое занятие я начал с географии, нарисовав странную карту мира. Обычно на картах в центре находится какой-нибудь континент. А тут в центре - Тихий океан. Зелёным отмечены народы, у которых развита культура верёвочных фигур:
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
map.jpg
Потом показал по одной фигуре из каждой культуры. Та, что на снимке ниже, называется "Несём деньги". Её делают на Каролинских островах. Деньги у них - это огромные круглые камни с дыркой, похожие на жернова. Их переносят по два человека, надев камень на крепкую палку. Как-то так:
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
money.jpg
На следующих занятиях ежедневно давал по три-четыре фигуры с общей топологией . Топология – это наука о дырках в бубликах, как объяснил я детям на втором занятии. Например, занятие «Японский узел» объединило Восход Солнца, Веер и Хризантему:
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
flower.jpg
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
sun.jpg
А вот другой день и другая техника - фигуры со спиральным элементом: Бабочка, Улитка и Дракон. Бабочку делают индейцы Навахо, улитку я взял у китайцев, а дракона просто придумал сам:
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
butterfly.jpg
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
snail.jpg
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
dragon.jpg
Ну и наконец, были сказки со сложными динамическими фигурами эскимосов, где образы переходят друг в друга, так что получается почти мультфильм. Два снимка ниже – финал Сказки про Улитку: «согреется чаем влюбленный народ, и станет им легче расстаться на год».
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
heart.jpg
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
lovers.jpg
Но самым интересным в этом курсе оказался "синергетический эффект", как сказали бы в 80-е годы. Или "голографическая память", как сказали бы в 90-е. Или "краудсорсинг", как сказали бы сейчас.
Суть в том, что никто не мог запомнить сразу четыре фигуры на каждом занятии. И вспомнить все фигуры всех прошлых занятий тоже никто не мог. Однако на каждую фигуру всегда находился хотя бы один человек, который её запомнил. Он и показывал её всем остальным в другие дни. А остальные показывали в ответ, что запомнили они. Люди ходили с верёвками на ужин и на пляж, постоянно друг у друга учились.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
studies.jpg
Таким образом, многие запомнили более десятка фигур, и заодно получили лишний повод пообщаться. А я при этом вовсе не набил себе мозоли. Хотя дети с веревками преследовали меня постоянно: последнее занятие проходило в семь утра в троллейбусе на проспекте Вернадского, когда мы уже вернулись в Москву и ехали домой.
А ещё я видел удивительную девочку Алёну, которая моментально повторяла за мной любую фигуру. Никогда такого не видел раньше. И сам никогда так не мог. Папа Алены сказал, что она с пяти лет занимается фортепиано. Чем подтвердил мой тезис, высказанный на первом занятии: "Какая польза от веревочных фигур? Такая же, как от занятий музыкой - только без шума".
Библиотека
Еще один пример краудсорсинга, который мы оценили только в этом году. Раньше я думал: ну зачем в лагере книжки читать, их и в городе навалом... Навалом, да. Но не таких! Обычная библиотека как устроена? Это большое помещение, наполненное ненужными книгами. С детства помню этот принцип: чем интереснее книга, тем труднее ее "поймать" в библиотеке.
Совсем другое дело - библиотека в семейном лагере. Все привозят свои любимые книжки и сдают в один домик. И все желающие потом читают. Книг не так уж много, они все помещаются в три-четыре картонные коробки. Но зато книги отборные. Ева меня туда сама привела и заставила прочесть подряд штук семь книжек. Один только дождь спас меня от чтения еще полусотни: читальный зал у нас был на улице.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
biblioteka.jpg
Это была первая половина репортажа. Про рыбалку, рации и избиение отцов - читайте во второй части.