Эльфы, гномы, лилипуты, драконы - одни из самых популярных персонажей детских книг. Михаил Визель составил подборку достойных книг, где фигурируют вымышленные герои. Много лет аргентинский "магический реалист" Хорхе Луис Борхес придумал и выпустил книгу под названием "Бестиарий мифических существ". Идея оказалась удачной: подобные красочные энциклопедии, в которых исторические факты перемешаны с мифами и сказками, выпускаются регулярно. В первую очередь, конечно, детскими издательствами. Вот несколько достойных недавних образчиков.Вил Хёйген, Рин Поортфлит "Тайны гномов"Издательство "Рипол-КИТ" ударными темпами восполняет нехватку на русском языке классической серии книги о гномах дуэта голландских писателя и художника. Но если первая их книга "Гномы" (1979, выпущена по-русски в 2011 году) представляла собой настоящую энциклопедию маленького народца, то эта, выпущенная в оригинале в 1981 году, скорее похожа на дневник "волшебного таинственного путешествия", которое авторы предпринимают по настоянию сибирских гномов, возмущенных тем, в каком карикатурном виде их изобразили в первой книге. Причем предпринимают, естественно, уменьшившись до размеров настоящих гномов и приняв их обличье. Путешествие трудно и опасно (героям приходится вытаскивать из проруби камбалу больше их ростом, чтобы не умереть с голоду, разводить огонь лютой зимой, бинтовать сломанную ногу их проводнику и заниматься еще более ответственными вещами), и вообще неизвестно заранее, чем оно закончится. Но тщательно проработанный и описанный мир гномов, с одинаково уютными домиками и в скалах Кольского полуострова, и в русской тундре, оставляет впечатление чего-то очень доброго и правильного. Чему, конечно, очень способствуют гиперреалистические иллюстрации Поортфлита. Трудно сказать, общался ли он с гномами, но в Сибири конца семидесятых побывал – это точно. Русского читателя, помимо рисунка, изображающего русскую бабушку, могут поразить иллюстрации, из которых явственно видно, что гномы исповедуют нудизм самого раскованного голландского образца. Но это уже не проблема голландцев.Три 120-страничные книги в полужестких обложках устроены одинаково: короткие сказки (как авторские, написанные специально для этой книги, так и обработки классических и народных) о "сабже", то есть на темы, вынесенные в заголовки, перемежаются с рисунками-угадайками, ребусами и стишками. А на последней странице каждой книги – вырезаемая по контуру нарядная картонная маска с дырочками для глаз, полезный атрибут для детского карнавала. Этот проект – наглядное подтверждение (и объяснение) того удивительного факта, что независимые детские издательства гораздо охотнее занимаются переводными книгами, чем оригинальными, то есть написанными по-русски. Действительно: ведь куда проще купить и немного адаптировать готовый апробированный продукт, чем отбирать добрый десяток авторов и художников (каждая сказка проиллюстрирована отдельно), а потом следить, чтобы они сделали свою работу качественно, не сорвав к тому же сроки. А что при этом порой вылезает "развесистая клюква", вроде совершенно кавказских папахи и бекеши у "Ивана, крестьянского сына" - ну, нам не привыкать.По счастью, отечественные авторы, иллюстраторы и издатели тоже создают порой очень качественные книги этого сложного жанра. Что подтверждают две книги известного детского писателя Андрея Усачёва в оформлении не менее известного иллюстратора Игоря Алейникова. Усачёву удается сочетать вполне историчный и последовательный рассказ о завоевании человечеством мирового и воздушного океанов с откровенными турусами на колесах – историями таких "воздухоплавателей", как Икар, пророк Илия и барон Мюнхаузен, и рассказами о жюль-верновском "Наутилусе" и мифических морских чудищах. При этом его ироничный стиль адресован как к детям, так и ко взрослым: "Современные самолеты и ракеты устроены по принципу летающих драконов: из их сопла вырывается раскаленная струя, позволяющая подняться в воздух. На картинах драконы изображаются летящими пламенем вперед. Но если бы люди в те времена не так боялись и были внимательнее, они заметили бы, что огнедышащие драконы летают задом наперед. И человечество смогло бы подняться в воздух значительно раньше".