В каком возрасте стоит вести ребенка на его первую экскурсию? Что делать, если ему станет скучно? Ответы на многие вопросы - в материале "Летидора". Есть родители, которые считают, что пляжный отдых — это все, что нужно ребенку лет до 10. Однако, согласитесь, отдых, посвященный только времяпровождению на пляже, без посещения достопримечательностей — это не совсем правильное путешествие, ведь нужно узнавать хоть что-то новое! Есть также и те, кто берет на отдыхе только "детские экскурсии": например, путешествие к какому-нибудь пиратскому острову. Но ведь взрослым тоже надо что-то посмотреть! Тем более, существует множество экскурсий, интересных как взрослым, так и детям. Конечно, идеальный вариант для ребенка - это "личная" экскурсия на машине или на общественном транспорте, но часто бывает и так, что в силу тех или иных обстоятельств мы выбираем и централизованные экскурсии. Когда начинать? Где-то лет с 4-х. До этого ребенку все-таки тяжеловато, и он не способен до конца оценить и запомнить. Правда, иногда приходилось видеть в экскурсионных автобусах мам с годовалыми малышами, но это значит, что ребенка либо не с кем оставить, либо родители действительно думают, что их малыш что-то запоминает. Конечно, не хотелось бы категорично заявлять, что до 4-х лет детей водить на экскурсии не стоит. Ведь все-таки даже мы, взрослые, урывками вспоминаем наше раннее детство, и ведь откуда-то мы это помним. Да и дети бывают разные: кто-то более восприимчивый, кто-то - менее. Мы, например, решили, что сын "созрел" для того, чтобы ходить с нами на экскурсии, как раз когда ему было 4 года. Экскурсии в этом возрасте должны быть сравнительно недолгими по времени пребывания в транспорте и как можно более "природными", то есть с упором на достопримечательности природного характера, а не на древние руины. Хотя руины тоже могут быть интересны для ребенка, если по ним можно свободно полазить.Так, во время пребывания на Сицилии мы взяли одну организованную экскурсию на вулкан Этна, расположенный в часе езды от нас. А также водную экскурсию на Эоловы острова, которая хотя и продолжалась дольше, была достаточно безболезненной, т.к. водные путешествия с перемещением с острова на остров ребенок переносит куда легче, чем долгую поездку в экскурсионном автобусе. На следующий год в Черногории мы уже брали и более продолжительные экскурсии: поплавали на кораблике по Боко-Которской бухте, посетили город Цетинье с его монастырем, съездили на гору Ловчен. Также посетили хорватский Дубровник, экскурсия по которому длилась с 8 утра до 6 вечера. А когда сыну было уже 6 лет, и мы отправились в Болгарию, то мы уже преодолевали гораздо большие расстояния, и экскурсии по времени даже превышали посещение Дубровника. А в 7 лет сын уже с легкостью выдержал три огромные экскурсии, которые продолжались с 6 утра до 9 вечера: в Албанию, Боснию и Герцеговину и национальный парк Дурмитор. Постепенно увеличивая "экскурсионную нагрузку", мы закалили в этом отношении сына и сделали из него настоящего активного путешественника. Как сделать экскурсию интересной От многих родителей можно услышать, что "моего не заставишь", "он не поедет", "он слишком устанет", "ему неинтересно" и т.д. Как же сделать экскурсии более интересными и запоминающимися? Вот несколько советов: • выбирайте экскурсии согласно возрасту и складу характера ребенка; • лучше начать с небольших экскурсий; • "серьезные" музеи лучше отложить на потом, если вашему ребенку еще нет шести лет. Самое интересное для детей дошкольного возраста – это горы, вулканы, острова, крепости, горные речки, где можно помочить ножки. • заранее подготовьте ребенка. Расскажите о золотом песке, который вы увидите в пустыне, или о вершинах заснеженных гор, или о таинственных островах; • накануне следует пораньше уложить чадо спать; • возьмите с собой игровую приставку, воду, чипсы, фрукты — все, что скрасит дорогу. Не забудьте взять с собой ветровку, а если с утра прохладно – обязательно наденьте футболку под верхнюю одежду, чтобы, когда потеплеет, у ребенка была возможность снять и все остальное; • не заставляйте ребенка непрерывно слушать экскурсовода, всю информацию ему освоить достаточно сложно, а что-то интересное он для себя он все равно выделит; • если экскурсовод слишком бежит и торопится, отделитесь на время, договорившись с гидом, где и когда вы встретитесь. Погуляйте спокойно сами. Например, при подъеме на крепость в Болгарии, я поняла, что заданный темп слишком крут для сына, и мы отделились на время; • не скупитесь на покупку какого-нибудь сувенира; • не ограничивайте полностью активность ребенка в автобусе. Конечно, не надо, чтобы он мешал всем, громко разговаривал и колотил ногами по спинкам сидений, но полной неподвижности требовать тоже не надо; • если в составе экскурсионной группы есть дети, постарайтесь занять места рядом с ними — общение во время дороги здорово оживляет поездку и коротает время; • во время предоставленного свободного времени зайдите в кафе, на детскую площадку; • если вы волнуетесь, останется ли у ребенка что-то в памяти после экскурсий, то по возвращении сядьте вместе с ним, посмотрите все фотографии, попросите его показать, что больше всего понравилось, напомните названия тех или иных объектов. Также будет неплохо, если он покажет снимки бабушкам-дедушкам или друзьям и сам расскажет им о путешествии. И не забудьте похвалить его в конце поездки за выдержку и мужество!