Экскурсии для детей: как выбрать?
Экскурсии для детей: как выбрать?
Есть родители, которые считают, что пляжный отдых — это все, что нужно ребенку лет до 10. Однако, согласитесь, отдых, посвященный только времяпровождению на пляже, без посещения достопримечательностей — это не совсем правильное путешествие, ведь нужно узнавать хоть что-то новое! Есть также и те, кто берет на отдыхе только "детские экскурсии": например, путешествие к какому-нибудь пиратскому острову. Но ведь взрослым тоже надо что-то посмотреть! Тем более, существует множество экскурсий, интересных как взрослым, так и детям.
Конечно, идеальный вариант для ребенка - это "личная" экскурсия на машине или на общественном транспорте, но часто бывает и так, что в силу тех или иных обстоятельств мы выбираем и централизованные экскурсии.
Когда начинать?
Где-то лет с 4-х. До этого ребенку все-таки тяжеловато, и он не способен до конца оценить и запомнить. Правда, иногда приходилось видеть в экскурсионных автобусах мам с годовалыми малышами, но это значит, что ребенка либо не с кем оставить, либо родители действительно думают, что их малыш что-то запоминает.
Конечно, не хотелось бы категорично заявлять, что до 4-х лет детей водить на экскурсии не стоит. Ведь все-таки даже мы, взрослые, урывками вспоминаем наше раннее детство, и ведь откуда-то мы это помним. Да и дети бывают разные: кто-то более восприимчивый, кто-то - менее.
Мы, например, решили, что сын "созрел" для того, чтобы ходить с нами на экскурсии, как раз когда ему было 4 года. Экскурсии в этом возрасте должны быть сравнительно недолгими по времени пребывания в транспорте и как можно более "природными", то есть с упором на достопримечательности природного характера, а не на древние руины. Хотя руины тоже могут быть интересны для ребенка, если по ним можно свободно полазить.
Так, во время пребывания на Сицилии мы взяли одну организованную экскурсию на вулкан Этна, расположенный в часе езды от нас. А также водную экскурсию на Эоловы острова, которая хотя и продолжалась дольше, была достаточно безболезненной, т.к. водные путешествия с перемещением с острова на остров ребенок переносит куда легче, чем долгую поездку в экскурсионном автобусе.
На следующий год в Черногории мы уже брали и более продолжительные экскурсии: поплавали на кораблике по Боко-Которской бухте, посетили город Цетинье с его монастырем, съездили на гору Ловчен. Также посетили хорватский Дубровник, экскурсия по которому длилась с 8 утра до 6 вечера.
А когда сыну было уже 6 лет, и мы отправились в Болгарию, то мы уже преодолевали гораздо большие расстояния, и экскурсии по времени даже превышали посещение Дубровника.
А в 7 лет сын уже с легкостью выдержал три огромные экскурсии, которые продолжались с 6 утра до 9 вечера: в Албанию, Боснию и Герцеговину и национальный парк Дурмитор. Постепенно увеличивая "экскурсионную нагрузку", мы закалили в этом отношении сына и сделали из него настоящего активного путешественника.
Как сделать экскурсию интересной
От многих родителей можно услышать, что "моего не заставишь", "он не поедет", "он слишком устанет", "ему неинтересно" и т.д. Как же сделать экскурсии более интересными и запоминающимися?
Вот несколько советов:
• выбирайте экскурсии согласно возрасту и складу характера ребенка;
• лучше начать с небольших экскурсий;
• "серьезные" музеи лучше отложить на потом, если вашему ребенку еще нет шести лет. Самое интересное для детей дошкольного возраста – это горы, вулканы, острова, крепости, горные речки, где можно помочить ножки.
• заранее подготовьте ребенка. Расскажите о золотом песке, который вы увидите в пустыне, или о вершинах заснеженных гор, или о таинственных островах;
• накануне следует пораньше уложить чадо спать;
• возьмите с собой игровую приставку, воду, чипсы, фрукты — все, что скрасит дорогу. Не забудьте взять с собой ветровку, а если с утра прохладно – обязательно наденьте футболку под верхнюю одежду, чтобы, когда потеплеет, у ребенка была возможность снять и все остальное;
• не заставляйте ребенка непрерывно слушать экскурсовода, всю информацию ему освоить достаточно сложно, а что-то интересное он для себя он все равно выделит;
• если экскурсовод слишком бежит и торопится, отделитесь на время, договорившись с гидом, где и когда вы встретитесь. Погуляйте спокойно сами. Например, при подъеме на крепость в Болгарии, я поняла, что заданный темп слишком крут для сына, и мы отделились на время;
• не скупитесь на покупку какого-нибудь сувенира;
• не ограничивайте полностью активность ребенка в автобусе. Конечно, не надо, чтобы он мешал всем, громко разговаривал и колотил ногами по спинкам сидений, но полной неподвижности требовать тоже не надо;
• если в составе экскурсионной группы есть дети, постарайтесь занять места рядом с ними — общение во время дороги здорово оживляет поездку и коротает время;
• во время предоставленного свободного времени зайдите в кафе, на детскую площадку;
• если вы волнуетесь, останется ли у ребенка что-то в памяти после экскурсий, то по возвращении сядьте вместе с ним, посмотрите все фотографии, попросите его показать, что больше всего понравилось, напомните названия тех или иных объектов. Также будет неплохо, если он покажет снимки бабушкам-дедушкам или друзьям и сам расскажет им о путешествии.
И не забудьте похвалить его в конце поездки за выдержку и мужество!