Физиолог и сотрудник музея «Экспериментаниум» Антон Захаров рассказал «Летидору» о том, почему детям необходимо изучать науку, даже если они не хотят становиться учеными. С 4 декабря Детский лекторий Политехнического музея запускает новый цикл экскурсий «Как я стал ученым». На личном примере ученых и специалистов из разных областей науки дети узнают, чем ученые занимаются на самом деле, как люди приходят в науку и может ли она быть понятной и веселой. В программе – посещение лекции ученого, места его или ее учебы и работы. Первым героем цикла экскурсий стал выпускник биологического факультета МГУ, сотрудник музея «Экспериментаниум» и физиолог Антон Захаров. О том, почему всем детям необходимо изучать науку, даже если они не планируют становиться учеными, он рассказал в интервью «Летидору».О проекте «Как я стал ученым»– Основная идея тройной экскурсии «Как я стал ученым» – продемонстрировать, как и чем ученые живут, чтобы дети лучше ориентировались в мире и более осознанно выбирали себе профессии. Мы стараемся показать, как люди приходят в научный мир, что попасть в него может каждый, что все ученые – это совершенно обычные люди. В сентябре и октябре мы с Политехническим музеем уже провели две части запланированных экскурсий, скоро стартует третья. По моим впечатлениям, из всех встреч проекта – посещение места работы, места учебы и лекции – детям больше всего нравится на биологическом факультете МГУ. Думаю потому, что туда сложно попасть, и дети не представляют, что там вообще происходит, не знают, что есть специальная лаборатория, что студенты, так же как и ученые, проводят опыты. Мы с участниками делали эксперименты, которые я проводил будучи студентом, на тех же самых аппаратах и установках. Так что можно сказать, они действительно открыли для себя много нового. Конечно, МГУ проводит дни открытых дверей, но они, в первую очередь, направлены на аудиторию постарше, на тех, кто собирается в ближайшее время туда поступать. К тому же и людей в этот день очень много приходит, не всем удается все посмотреть и внимательно изучить. При посещении «Экспериментаниума» мы тоже делали некоторые эксперименты, но они немного другого качества. Потом, когда я прочитал отзывы самих участников о проекте, то был приятно удивлен – многие дети говорили, что их впечатлили какие-то моменты из лекции и дальнейшего ее обсуждения. Яркий пример того, как мои личные ожидания не совпали с тем, что в итоге у нас получилось. – Очевидно, что знать о том, как ты устроен, как работает твой организм, что делать, если что-то в нем ломается, в нашем мире просто необходимо. Во-первых, это просто интересно, это обычно основной стимул. Ведь действительно просто потрясающе, как в нас все хитро устроено. А во-вторых, дети должны знать, что существуют псевдонаучные данные и факты, которые нужно уметь отличать. Нужно уметь разбираться во всем, что с тобой и твоим организмом происходит и может произойти в дальнейшем. Это действительно касается каждого. Я стараюсь рассказывать детям практические вещи: об открытиях в мире науке, как можно самостоятельно влиять на свое поведение и что на него влияет извне и прочее. Науку детям необходимо изучать, даже если они не планируют становиться учеными.– В науку я попал совершенно случайно. Я всегда хорошо учился, окончил школу с золотой медалью. Поэтому сложностей с выбором дальнейшего образования, с одной стороны, у меня не было, а с другой – проблема заключалась в том, что меня интересовало буквально все. Я долго не мог определиться с тем, чем именно мне заниматься, куда именно поступать. Чуть больше, чем остальные предметы, мне нравилась химия, но я думал, что раз обычную химию преподают в школе, то она изучена, и заниматься ей не так интересно. Вот биохимия казалась куда интереснее. Так я понял, что нужно начинать готовиться поступать на биологический факультет МГУ им. Ломоносова, потому что биохимию преподают там. В школе, кстати, биология как предмет меня изначально не смогла заинтересовать. Но когда я попал в правильную обстановку, начал общаться с преподавателями и сокурсниками, то посмотрел на эту науку по-другому. Особенно близка стала физиология, и я понял, какой удачный выбор сделал. – Учиться было очень интересно. На мой взгляд, наше образование практически не уступает зарубежному и находится на мировом уровне. Поэтому я ни разу не пожалел о сделанном выборе. Начиная с третьего курса, студенты биофака обычно попадают в лабораторию, где начинают заниматься исследованиями. Я пошел в лабораторию фармакологии поведения. Там мы исследовали, как действуют определенные вещества на поведение животных, чаще всего крыс, какие вещества выделяются в организме при определенных воздействиях извне, какие препараты нужно разрабатывать, чтобы снизить у животных стресс, как это можно применять для человека и прочие аспекты. Мы изучали много всего интересного именно на практике. – После института я женился, и оказалось, что совмещать дальнейшую научную карьеру и содержать семью сложно. Поэтому нужно было искать дополнительный заработок. Так я попал в музей занимательных наук «Экспериментаниум» и начал работать с детьми. Сначала я работал просто экскурсоводом, затем стал научным консультантом. Здесь я придумываю проекты внутри музея: детский лекторий, различные программы, мастер-классы. В частности, одно из наших шоу – «Тесла-шоу», посвященное электричеству, – мы придумали вместе с коллегой-физиком. Еще я занимаюсь обучением экскурсоводов и их подбором. Сейчас вот работаем над новым проектом – в 2015 году открывается новый музей, который будет посвящен биологии, я отвечаю за наполнение экспозиции и за его концепцию. Несмотря на увлекательную музейную жизнь, мысль вернуться в аспирантуру меня до сих пор не покидает. Надеюсь, что в ближайшее время у меня получится заниматься чистой наукой. Мне по-прежнему интересна физиология и ее применение в изучении мозга, в частности нейробиология, нейрофизиология и особенно нейроэкономика (это область нейробиологии, которая изучает, что происходит в мозге в момент принятия решения). Об этой области я даже детям рассказываю. Надеюсь, что ее изучением и получится заняться в ближайшее время.– Наука в России уже долгое время переживает кризис. В последние годы, конечно, проводится множество реформ, в том числе и на государственном уровне, но помогают ли они – это большой и сложный вопрос. Все вокруг понимают, что что-то не так, что-то нужно делать, все об этом говорят. Но мне кажется, что самое главное – чтобы о науке в обществе не забывали. Интерес к ней должен существовать сам по себе. Людям должно быть любопытно, что происходит в мире науки, чем занимаются ученые. Им должно быть это понятно. Должен существовать инструмент, который бы перевел сложный научный язык, на котором говорят ученые, на бытовой уровень. Будучи популяризатором науки, я выступаю в роли переводчика, являюсь этаким связующим звеном между двумя мирами – миром науки и обычной жизнью. – Многие считают, что с детьми трудно разговаривать о таких сложных вещах. Но на самом деле это далеко не так. Дети, даже те, которые еще не пошли в 7 класс (а именно тогда они приступают к изучению химии и физики), нередко в большей степени осведомлены о том, что происходит в науке, чем взрослые. Дело не только в том, что они любопытнее, а именно в том, что они действительно больше знают. У нас был такой случай: на лекции по космологии один из детей (примерно 7 лет) упрекнул лектора в том, что он слишком сильно упрощает. Разгорелся серьезный спор по этому поводу, который потом перешел на язык формул. Но это, конечно, единичный случай. Вообще разговаривать с детьми гораздо легче, если объяснять науку в популярном ключе. Легче, чем кажется на первый взгляд. Конечно, речь идет о несколько поверхностных знаниях, и для продолжения обучения им нужно будет освоить большой объем знаний. – Тем, кто занимается популяризацией науки, часто гораздо легче работать с детьми, нежели школьным учителям. Просто потому, что дети сюда уже приходят заинтересованными. К тому же мы подбираем такие форматы, которые бы были интересны всем, например, стараемся вовлечь ребят в эксперимент, а это всегда захватывает внимание. Детям не очень интересно слушать или узнавать какие-либо факты, им интереснее самим принимать в чем-либо участие. Поэтому научная лекция как шоу сегодня достаточно популярный формат передачи знаний.