Антон Захаров: «Современные дети больше знают о науке, чем взрослые»
Антон Захаров: «Современные дети больше знают о науке, чем взрослые»
С 4 декабря Детский лекторий Политехнического музея запускает новый цикл экскурсий «Как я стал ученым». На личном примере ученых и специалистов из разных областей науки дети узнают, чем ученые занимаются на самом деле, как люди приходят в науку и может ли она быть понятной и веселой. В программе – посещение лекции ученого, места его или ее учебы и работы. Первым героем цикла экскурсий стал выпускник биологического факультета МГУ, сотрудник музея «Экспериментаниум» и физиолог Антон Захаров. О том, почему всем детям необходимо изучать науку, даже если они не планируют становиться учеными, он рассказал в интервью «Летидору».
О проекте «Как я стал ученым»
– Основная идея тройной экскурсии «Как я стал ученым» – продемонстрировать, как и чем ученые живут, чтобы дети лучше ориентировались в мире и более осознанно выбирали себе профессии. Мы стараемся показать, как люди приходят в научный мир, что попасть в него может каждый, что все ученые – это совершенно обычные люди.
В сентябре и октябре мы с Политехническим музеем уже провели две части запланированных экскурсий, скоро стартует третья. По моим впечатлениям, из всех встреч проекта – посещение места работы, места учебы и лекции – детям больше всего нравится на биологическом факультете МГУ. Думаю потому, что туда сложно попасть, и дети не представляют, что там вообще происходит, не знают, что есть специальная лаборатория, что студенты, так же как и ученые, проводят опыты. Мы с участниками делали эксперименты, которые я проводил будучи студентом, на тех же самых аппаратах и установках. Так что можно сказать, они действительно открыли для себя много нового. Конечно, МГУ проводит дни открытых дверей, но они, в первую очередь, направлены на аудиторию постарше, на тех, кто собирается в ближайшее время туда поступать. К тому же и людей в этот день очень много приходит, не всем удается все посмотреть и внимательно изучить. При посещении «Экспериментаниума» мы тоже делали некоторые эксперименты, но они немного другого качества. Потом, когда я прочитал отзывы самих участников о проекте, то был приятно удивлен – многие дети говорили, что их впечатлили какие-то моменты из лекции и дальнейшего ее обсуждения. Яркий пример того, как мои личные ожидания не совпали с тем, что в итоге у нас получилось.
– Очевидно, что знать о том, как ты устроен, как работает твой организм, что делать, если что-то в нем ломается, в нашем мире просто необходимо. Во-первых, это просто интересно, это обычно основной стимул. Ведь действительно просто потрясающе, как в нас все хитро устроено. А во-вторых, дети должны знать, что существуют псевдонаучные данные и факты, которые нужно уметь отличать. Нужно уметь разбираться во всем, что с тобой и твоим организмом происходит и может произойти в дальнейшем. Это действительно касается каждого. Я стараюсь рассказывать детям практические вещи: об открытиях в мире науке, как можно самостоятельно влиять на свое поведение и что на него влияет извне и прочее. Науку детям необходимо изучать, даже если они не планируют становиться учеными.