Опубликовано 29 октября 2021, 04:00
10 мин.

«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

Реальные истории
Мы собрали рассказы ребят, которые выросли в селах и городах, где до ближайшего кружка надо было ехать от 10 до 200 километров, а из развлечений можно было выбрать прогулку по пруду или набережной. Или, города, которые могли быть полностью обесточены из-за ледяного дождя. Но все это не помешало им победить или пройти в финал одной из самых престижных и практико-ориентированных олимпиад, иногда обходя подростков, в буквальном смысле выросших в технопарках.
«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

© Пресс-служба Олимпиады НТО

Школьники из сел, малых и удаленных городов рассказали, как победа в условиях дефицита ресурсов оказалась возможна.

Артем Дорохин, победитель профилей «Автоматизация бизнес-процессов» и «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады, житель села Малый Маяк, Крым.

«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

Я родился в Алуште, но жили мы в селе Малый маяк, потому что отец построил там дом. Детский сад и школу я посещал в городе — родители там работают. Каждое утро, начиная с детского сада, мы ездили в Алушту, до которой от нашего дома 10 километров, по очень красивой горной дороге с видом на море.

Если бы я ходил только в школу, то никаких технических интересов у меня бы, наверное, не возникло (Артем окончил школу с золотой медалью, но скромно умалчивает об этом — прим. ред.). Благодаря родителям, которые вовремя определили мои наклонности, меня записали на занятия робототехникой в Алуштинский центр детского и юношеского творчества.

Мне покупали обучающие наборы Lego, другие конструкторы, даже 3D-принтер — в общем, все необходимые инструменты и компьютерную технику.

И в итоге я смог реализовать все свои творческие и технические идеи. В третьем классе я собрал привод слежения за солнцем, работающий на солнечных батареях со светочувствительными датчиками, а в пятом уже писал небольшие программы.

Почти все свободное от учебы время я конструировал и программировал роботов. В ЦДТ у меня был прекрасный наставник — руководитель моего кружка, Сергей Александрович Ковалев. Он занимался со мной проектной деятельностью, но никогда не давал готовых решений. Он мог подсказать идею, направление, но дальше я должен был работать самостоятельно. Кроме того, у меня перед глазами был пример старшего брата, который успел уже в школе добиться очень многого, участвовал и побеждал во многих международных конкурсах по программированию.

На Национальную технологическую олимпиаду меня в каком-то смысле привело одиночество. Среди моих одноклассников были творческие люди, которые занимались, например, пением или танцами. Но не было тех, у кого были бы схожие со мной интересы. Конечно, я нашел таких ребят в Крыму, но на олимпиаде я встретил столько людей, которые интересовались тем же, чем и я, что это, может быть, даже важнее победы!

Мы до сих пор не просто общаемся, а работаем вместе. Прямо сейчас создаем нейросеть, которая прогнозирует размер зарплаты исходя из навыков и знаний человека. У программиста со знанием одного языка предполагается определенный уровень дохода, но у программиста, владеющего несколькими языками, сумма потенциальных доходов значительно возрастает. Система будет подсказывать специалисту, сколько он стоит.

Я не мог даже предположить, что моя поездка на олимпиаду закончится двумя победами и получением денежного приза. Моей главной целью было выйти в финал и приехать в Москву. Профиль «Автоматизация бизнес-процессов» я выбрал потому, что мне просто очень интересно это направление, и я заинтересовался им еще больше после участия в финале. А в искусственном интеллекте мне хотелось разобраться — до олимпиады я практически ничего не знал об этом направлении. Что ж, пришлось за очень короткий срок освоить ИИ практически с нуля, параллельно участвуя в обоих профилях! В каждом я стал победителем. Получать награду из рук Германа Грефа — это фантастический опыт; а денежные призы от фирмы «1С» и Сбера, которые эти профили курируют, были для меня очень значительными.

У меня есть версия, почему ребята из городов и сел, где нет инфраструктуры для развития творческих способностей, побеждают наравне с теми, кто «вырос в технопарке». В Алуште живут добрые и хорошие люди, Крым очень красив, и по нему здорово путешествовать. Здесь чудесные пейзажи, теплое море и живописные горы, но мы привыкли ко всему этому с рождения. А школьникам, которые живут в Москве, Новосибирске, Петербурге, от рождения даны миллионы возможностей для развития. Они привыкли к ним, как мы к морю — в своем городе я даже никогда не купался.

Возможно, кто-то из ребят в крупных городах по такому же принципу отнесся к доступным возможностям — когда что-то лежит прямо под ногами, это не всегда ценится и используется…

Иван Федотов, призер профиля «Информационная безопасность», житель города Первоуральска

«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

© Beard_travels, oksana_nafikova, irina.vl_prv

Первоуральск можно обойти за час. Я бы хотел из него уехать, потому что здесь негде получать высшее образование, а в выходные можно только погулять по парку, набережной или у пруда. Если повезет, в местном кинотеатре покажут какой-нибудь фильм. Скоро обещают открыть кафе, но пока никаких любимых подростками фастфудов у нас нет. Повезло, что есть школа программирования с хорошим преподавателем, который очень глубоко в теме! Он сам сдал ЕГЭ по информатике на 100 баллов, а меня зацепило, как он решает задачи, программирует.

На весь город у нас один книжный магазин, а я люблю читать. Стою у полок по 20 минут, выбираю книги по аннотации. Недавно прочитал Оруэлла «1984» — очень понравилось. Компании, чтоб обсудить книги, у меня нет, а вот компания для участия в международных программистских соревнованиях есть.

Так как все свободное время гулять скучно, все выходные мы участвуем в соревнованиях.

Считаю, что у ребят из небольших городов и сел есть две возможности уехать в другую жизнь. Первый путь — использовать возможности родителей, которые помогут записаться на курсы или пробиться в хорошую школу. Второй путь — личный интерес и мотивация самих школьников. Меня родители ничего не заставляли делать, я всем заинтересовался сам. Когда я проходил отбор на олимпиаду, не знал, что профиль «Информационная безопасность» был самым высококонкурентным в тот год. Но даже если бы знал, все равно бы попробовал. Мне не хватало баллов, но тут дисквалифицировали тех, кто попытался сжульничать на отборе, и я прошел. На финале понял, что хотел бы работать в компании «Ростелеком-Солар», который разрабатывает и финансирует этот профиль. Понял, что хотел бы заниматься информационной безопасностью по жизни. Когда понимаешь, чего хочешь, становится ясно, что надо делать...

Александр Шемчук, призер профиля «Искусственный интеллект», Владивосток

«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

Я всегда любил свой город за то, что он находится очень близко к Китаю, Японии, Корее и стоит на берегу моря. Даже за его странную погоду. Прошлой зимой у нас шел ледяной дождь, и это было очень необычно: провода обледенели, деревья под тяжестью льда ломались и обрывали провода. Половина города сидела без света несколько дней, а в моем случае еще и без тепла. Зато на улице было очень красиво.

Владивосток — это город на сопках (да, это называется у нас сопками, а не холмами), так что путь всего лишь в километр может стать настоящие челленджем из-за подъема. Часто первый этаж одного дома находится на уровне 12 этажа другого как раз за счет перепада высот.

Я не считаю, что ребята издалека или из глубинки обладают особыми преимуществами или, наоборот, находятся в ущербном положении по сравнению с жителями мегаполисов с развитой образовательной инфраструктурой. Да, мне случалось огорчаться, когда я думал, что в «столицах» есть математические кружки и учиться куда интереснее. Я даже хотел уехать из Владивостока еще в школе, чтобы у меня было больше возможностей. Но есть другая сторона медали.

Конечно, в интернете можно найти практически любой ответ. Но ведь надо уметь правильно сформулировать вопрос! Вот тут у жителей Москвы, Петербурга, Новосибирска явное преимущество. Им проще отыскать наставника, который научит их задавать вопросы. Но в этом же и мое преимущество. Я учусь задавать вопросы сам. Я сам собираю своего Франкенштейна, он кривой, косой, но ходит! И еще — он только мой.

Сейчас я уехал из Владивостока, учусь в Петербурге. Некоторые мои одноклассники остались получать высшее образование на Дальнем Востоке.

У нас нет убеждения, что уехать из своего региона — это успех. Многие остаются, потому что любят свой город и не хотят его покидать. Это тоже круто и достойно уважения.

Дмитрий Шпанов, финалист профиля «Наносистемы и наноинженерия», уроженец села Чажемто Томской области

«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

Наше село расположено в 273 километрах от Томска. Оно известно даже за пределами региона — там расположен санаторий, знаменитый термальной водой и красивой природой. Село большое, быстро развивающееся, здесь около трех тысяч жителей.

О нанотехнологиях я узнал от своих учителей и из познавательных видео на YouTube. Про сельских учителей нужно сказать отдельно. Мне с ними очень повезло, они крайне увлеченные люди и могли бы давать программу глубже и с опережением. Но не всем ученикам в селе это интересно, поэтому они равняются на общеобразовательный стандарт. Еще, конечно, очень не хватает лабораторий.

И физика, и химия — волшебные науки. Ими можно заинтересовать любого. Я начал придумывать ориентированные на практику образовательные проекты, которые реально делать даже в домашних условиях, чтобы моим ровесникам было интереснее учиться.

Например, создал компьютерную модель игрушки, с помощью которой можно следить за изменениями цвета выработкой тока от прикосновения ладони, изменениями не только громкости звучания пластмассы с магнитными частицами внутри, но и тона звучания, иными словами, можно не «прочитать физику», а увидеть ее.

Мне бы хотелось, чтоб как можно больше людей поняли красоту и волшебство этой науки.

Я читал все книги о Гарри Поттере и понимаю, что мантию-невидимку можно было бы создать из метаматериалов. И она была бы очень полезна, чтобы что-то скрыть (например, засекреченный объект). У нас в Томске есть отель в форме стеклянного купола. Наверное, сказочно там находиться, можно всю ночь смотреть на звезды, встречать рассвет. Но есть одно существенное неудобство: местные жители приходят посмотреть на это чудо, что, конечно, мешает. Подобный отель тоже можно было бы прикрыть мантией-невидимкой.

Я пишу стихи, прозу, люблю рисовать. Учусь на отлично, активно участвую в олимпиадах. Мой куратор на рефлексии во время финала НТО сказал, что за многие годы работы не встречал финалистов, которые бы сочиняли лирику. У меня не было никаких надежд на победу, когда я подавал заявку на эту олимпиаду. Выход в финал я считаю огромной удачей. Мне и сейчас кажется, что у меня может быть меньше шансов выступить лучше ребят из крупных городов, но в новом сезоне я буду участвовать снова.

Возможность работать в оборудованной лаборатории с новыми материалами, наставниками, получить новый опыт — это и есть стимул для нас... Ребят издалека.

Татьяна Пирог, начальник отдела координации разработки олимпиадных задач Национальной технологической олимпиады, Иркутск

«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

У подростков из глубинки и очень удаленных регионов обычно бывает два типа историй. Первый — когда их поддерживают родители или школа. Это, конечно, более легкий и желаемый путь. Например, когда о финалистах НТО из деревни Оленьи болота узнали в ближайшем Кванториуме (в 150 километрах), их стали возить туда и готовить к олимпиаде. То есть сначала люди заявили о себе, а потом у них начали появляться ресурсы.

Есть родители, которые очень хотят дать детям хорошую базу. Для этого совершенно необязательно быть профессионалом в какой-то технической сфере. Простой пример про чтение — одна мама была безграмотной, она не могла научить ребенка читать. Но это и был ее главный аргумент. Она рассказывала сыну, как хотела бы читать книги, просила пересказывать их содержание, говорила о том, как ей не хватает качественно поставленного навыка чтения. И ее ребенок прекрасно начал читать.

То же самое можно сказать о родителях олимпиадников. Когда родитель хочет помочь, у него это получится с высокой степенью вероятности. Я говорю именно о родителях, которые стараются дать знания и навыки, а не о тех, кто обнаружил у ребенка некую способность, начинает прокачивать ее и продвигать. Такой подход тоже развивает амбиции, но амбиции такого рода нельзя назвать здоровыми.

Есть совершенно другой тип родителей, которые не верят в то, что их ребенок может победить на олимпиаде, зато верят, что единственный путь в вуз лежит через ЕГЭ. Иногда их сопротивление играет роль запретного плода. Но это плохая история, потому что большинству детей сложно наплевать на родителей, и это значит, что они действительно остаются дома, ущемленными в базовом праве на хорошее образование.

Моя мама не запрещала мне поступать в МГУ, она просто сидела и плакала, когда я купила билет в Москву. Я не смогла перешагнуть через маму, осталась и поступила в вуз в родном Иркутске.

Поездка на интеллектуальное соревнование, проектную школу дает ребенку записную книжку с множеством полезных телефонов, по которым ему будут отвечать всегда.

Например, основатель платформы «Учи.ру» Иван Коломоец участвовал во всех олимпиадах, какие только существовали. Самый популярный образовательный онлайн-сервис в России, который сейчас работает не только в России, но и в Китае, Бразилии, Индонезии, Вьетнаме, Иван создал вместе со своими друзьями-олимпиадниками. В конце 2020-го Mail.Ru Group приобрел 25% акций «Учи.Ру» за 3,75 млрд руб. Впечатляет, не правда ли?

Как правило, наши участники из глубинки обладают большой мотивированностью, внутренним стержнем. Они могут проиграть один сезон, а на следующий приехать, имея совершенно другой уровень. Но чтобы это произошло, им очень нужна ваша поддержка. Учителя и родители, пожалуйста, не отказывайте в ней.

Фото: Алексей Губенко, пресс-служба ДВФУ, Роман Савин, личные архивы героев