Опубликовано 06 марта 2022, 03:00
5 мин.

«В нынешнем виде школа не выживет»: мнение экспертов о роли женщин в образовании

Что происходит с образованием, когда в нем работает более 70% женщин
Буквы и цифры можно выучить дома, к ЕГЭ подготовиться с репетитором, английский освоить с помощью приложения. Но социализироваться и научиться жить в обществе таким образом не получится. Социализация — задача школы. Особенно важно, что именно в школьные годы формируются гендерные роли, на время учебы приходится половое созревание.
«В нынешнем виде школа не выживет»: мнение экспертов о роли женщин в образовании

© Visualrian.ru

Педагоги онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (@skysmart_parents) вместе с телеведущей Татьяной Лазаревой и психологом Ириной Ковалевой поговорили о роли женщин-учителей в школе, о том, чему в школе не учат, и почему традиционное школьное образование пора менять.

Ирина Ковалева, психолог: в своем нынешнем виде школа точно не выживет

Ирина Ковалева, психолог

Ирина Ковалева, психолог

Мы живем в стране, где преобладает женский тип воспитания — так сложилось исторически.

Основные базовые принципы материнского воспитания — ребенок должен быть ухоженный, чистый и жить по расписанию. Мама проводит с ним целый день и транслирует ему ценность этих принципов. А когда вечером с работы приходит папа и что-то пытается сделать, мама нередко говорит ему «уйди», чтобы он не накормил ребенка чем-то не тем или не сказал ему что-то не то.

Женский тип воспитания до трех лет железно преобладает — у нас почти невозможно представить, чтобы мужчина пошел в декрет. Потом ребенок отправляется в садик, где сталкивается все с тем же типом воспитания — в саду дети должны делать все по расписанию, одеваться одинаково, даже ходить в туалет в одно время.

Я работала в детском саду и думала о том, чтобы дать больше свободы детям.

Но продержалась всего два дня – на третий мне объявили выговор.

Индивидуальный подход невозможен, когда у тебя на руках 40 человек.

«В нынешнем виде школа не выживет»: мнение экспертов о роли женщин в образовании

© Depositphotos

Дальше школа — там ситуация с женщинами такая же. Если среди учителей есть мужчины, то это пара инопланетян — обжшник и трудовик, которые непонятно как оказались в школе. Женский тип воспитания снова преобладает — главное, чтобы дети вели себя хорошо.

На родительские собрания обычно приходят только мамы — ведь они до сих пор занимаются воспитанием детей, как и младенцев. Мама растит сына послушным, кормит по расписанию, а когда мальчик вырастает — решает за него, на кого учиться и кем становиться, покупает ему костюм и выбирает институт. А потом говорит — «Будь мужиком».

Женщины хотят послушных сыновей и самостоятельных мужей, но тут кроется противоречие.

Дети отзеркаливают взрослых. Они с ранних лет начинают копировать взрослого, который выжил в мире, о котором ребенок еще ничего не знает. Это часть стратегии выживания. Девочки копируют мам, которым важны нюансы и принципы, а мальчики — пап, которые настроены на действие и достижение цели. Но мы еще и растим детей такими, какими они нужны обществу. А в обществе сейчас гендерные роли размываются.

Меня иногда спрашивают — как вырастить смелую девочку? А зачем ее растить смелой? О некоторых девушках говорят «Ну вот эта точно не пропадет» — а на самом деле она именно что пропадет, потому что будет на себе тащить всю семью, притянет слабого мужа, посадит его себе на шею и будет за всех отвечать. Авторитарная смелая девочка возьмет на себя мужскую функцию и станет решать стратегические вопросы семьи, а ее мужчина в этот момент что будет делать? Если мы дадим мужчине и женщине с самого начала проявлять себя как следует, развиваться в своих интересах, они будут гармонично дополнять друг друга.

Школа должна быть частью жизни и работать как социализация. Ребенок должен выходить из школьных стен и точно знать, как устроен мир, но этого не происходит.

«В нынешнем виде школа не выживет»: мнение экспертов о роли женщин в образовании

© Depositphotos

В школе должны работать гениальные люди — но кто идет в педагогические вузы и работает с детьми? Тот, кто не хочет работать со взрослыми, ведь с детьми в каком-то смысле легче — можно не заморачиваться и просто гаркнуть, чтобы они стали послушными. А со взрослыми так не получится.

Надо любить детей, чтобы преподавать в школе. Надо быть тонким эмпатом, убеждать детей учиться и объяснять им, зачем все это нужно.

Школа этого не дает, поэтому и сам институт школы сходит на нет, в своем нынешнем виде она точно не выживет, потому что не дает тех знаний, которые нужны для успешной жизни в обществе.

Татьяна Лазарева, телеведущая: ответственность лежит только на родителях

Татьяна Лазарева, телеведущая

Татьяна Лазарева, телеведущая

Нет ничего плохого в том, что женщин-учительниц больше, чем мужчин. Женщины эмпатичнее, они больше включаются в процесс воспитания детей. Это не страшно. Страшны стереотипы, которые распространяют в школе по этому поводу.

Есть мнение, что женщины, которые работают в школе, очень уставшие. И оно, в сущности, объяснимо — ведь это очень сложная, энергозатратная работа. И мы даже не представляем себе ситуации, в которой женщина-учитель, пользуясь своим пониманием вопроса, разговаривает с девочками об их страхах, тревогах и взрослении. Она все это видит и должна понимать, но обычно учителя такой поддержки детям не оказывают — впрочем, как и родители.

Однако не следует демонизировать учительниц — это ведь тоже мизогиния.

И уж точно не следует перекладывать на них ответственность за то, что в школе процветают какие-то стереотипы — например, о том, что девочки не склонны к точным наукам.

Моей дочери Соне говорили «Не бери математику, зачем она тебе нужна? Давай лучше учи историю и язык». Когда она пошла учиться в Лондон Гейтс (это школа дополнительного образования для детей на английском), чтобы дополнительно заниматься математикой и сдать экзамен, с ней поговорил учитель-англичанин, который сказал: «А можно посмотреть на родителей, которые сказали, что у ребенка нет способностей к математике? Можно с вами познакомиться? Вы в своем уме? У нее прекрасный ум и отличные способности. Вы где были, когда учителя говорили, что математика ей не нужна?». Видите – это ошибка и родителей тоже.

Важно понять, что, учитывая сложности современной системы образования, гендерные стереотипы и их влияние на детей, родители не должны перекладывать ответственность на учителей или школу — важно вовремя заметить назревающую проблему и постараться решить этот вопрос. На сегодняшний день мы пока не в силах изменить укоренившуюся систему, и в конечном счете ответственность за счастье и будущее наших детей в наших руках.

«В нынешнем виде школа не выживет»: мнение экспертов о роли женщин в образовании

© Depositphotos

Ольга Лаврентьева, глава академического блока онлайн-школы Skysmart: ломаем стереотипы

Ольга Лаврентьева, глава академического блока онлайн-школы Skysmart

Ольга Лаврентьева, глава академического блока онлайн-школы Skysmart

Когда мы проводили исследование удовлетворенности школьным образованием среди родителей, выяснилось, что только 55% довольны тем, как учат их детей в школе. Остальным не хватает индивидуального подхода в обучении, объективности в оценках, заинтересованности учителей.

Хотя большинству родителей свойственно возлагать на школу ответственность за воспитание и развитие ребенка, со временем мы видим, как они постепенно вовлекаются в эти процессы — записывают детей на онлайн-курсы, чтобы нагнать пробелы в знаниях, в кружки, вместе с детьми участвуют в марафонах по программированию.

Своими вопросами к качеству обучения и участием во внешкольных активностях они мотивируют школу к изменениям.

Сейчас ключевая проблема не в преобладании женщин-учителей, а в самой системе, которая в силу своей фундаментальности не успевает быстро реагировать на изменения, отчего подвержена стереотипам и не дает раскрыться ни педагогу, ни ученику. Ее задача — дать набор знаний, который соответствует госстандарту и помогает сдать ЕГЭ.

Но этого уже недостаточно, чтобы наши дети выросли успешными и счастливыми. В постоянно меняющемся мире важны гибкие навыки: критическое мышление, самостоятельность, гибкость, креативность, умение работать в команде, — развиваться по своему образовательному пути, достигать конкретно своей образовательной цели. Для их развития важно строить новую образовательную модель школы — конкурентной среды, где школы борются за внимание ученика и его родителя, и для этого совершенствуют качество и актуальность своих образовательных возможностей.

Фото: Visualrian.ru, Depositphotos

Мнение экспертов может не совпадать с мнением редакции