Опубликовано 10 мая 2021, 10:30
4 мин.

«Учителям сегодня надо больше углубляться в интернет»: колонка педагога об итогах года пандемии

А также о том, как гаджеты и компьютерные сервисы меняют подход к образованию (конечно, в лучшую сторону).
«Учителям сегодня надо больше углубляться в интернет»: колонка педагога об итогах года пандемии

© Depositphotos

В современном мире учителя ведут борьбу за детское внимание: урокам приходится конкурировать с контентом в TikTok, Instagram и других социальных сетях. Пандемия и переход на онлайн-обучение только подсветили необходимость изменений в учебном процессе. Однако некоторым педагогам сложно за короткий срок изучить новые инструменты и эффективно внедрить их в работу.

В помощь преподавателям благотворительный фонд «Эмпатия» совместно с Высшей технической школой (г. Тула) организовал специальные курсы по цифровым инструментам. Один из участников этой программы – учитель географии cредней школы №3 в городе Верхняя Салда Игорь Леонидович Зорихин.

Он рассказал о том, как преподаватель из маленького города в Свердловской области может стать лучшим в номинации «Эффективность использования интерактивных средств обучения» на отборе конкурса «Учитель года — 2021» и как ему в этом помогли специальные курсы.

Игорь Леонидович Зорихин, учитель географии

Игорь Леонидович Зорихин, учитель географии

Хотя новые технологии вошли в учебный процесс еще до пандемии, учителя не торопились использовать их на уроках. С переходом на дистанционное обучение в 2020 году педагоги были вынуждены работать с информационными технологиями.

Учителям предстояло осваивать виртуальные площадки, вести лекции в Zoom, давать задания в виде онлайн-тестов и интерактивных карт.

Большинству учителей инновационные технологии внушали ужас, это был выход из зоны комфорта.

Образованные и опытные педагоги оказались в растерянности и не знали, что делать дальше.

«Сложнее всего было перестроиться с привычного режима работы на интерактивный. Ранее я использовал компьютерные технологии в своих уроках: создавал презентации, организовывал дистанционные диктанты — но курсы дали возможность переосмыслить некий подход к информационным технологиям», — делится своими впечатлениями Игорь Зорихин.

Учителям надо было за пару недель перестроить работу и не потерять внимание детей к своему предмету.

Решением проблемы стало обучение через Zoom: «Большинство дистанционных площадок дают возможность демонстрации нескольких экранов. В течение одного урока мы можем поработать с презентацией, посмотреть тематический сюжет, вывести на экран кроссворд или скан документа, послушать аудиофайл.

Все это делает урок динамичнее, ярче, так, как это любит поколение с клиповым мышлением»,

— говорит Игорь Зорихин.

«Учителям сегодня надо больше углубляться в интернет»: колонка педагога об итогах года пандемии

© Freepik

Еще одним рабочим инструментом учителя стали Google-формы. С их помощью педагоги смогли использовать на онлайн-занятиях интерактивные тесты.

Часть класса отвечает на вопросы после параграфа, другая — выполняет тест из файла или Google-формы, третья — работает в интерактивной тетради. Плюс к этому дети работают с презентацией, смотрят тематический сюжет, решают кроссворд, выведенный на экран, слушают аудиофайл.

Игорь Зорихин убежден, что дети лучше усваивают материал через девайсы, для них компьютер, планшет, телефон – это интуитивно понятные инструменты. Работая на уроке с компьютером, дети меньше или почти не отвлекаются на телефон.

«Срабатывает психологический аспект: я уже внутри виртуального пространства, другие гаджеты мне не нужны, и навороченный телефон весь урок лежит не тронутым на столе»,

— объясняет Игорь Леонидович.

Еще недавно преподаватели сетовали на смартфоны учеников, на уроках просили убрать, выключить или оставить гаджет на столе, а теперь сами вынуждены их использовать.

«Наши дети по-другому воспринимают мир, они больше нас углублены в информационные технологии и социальные сети, с ними интересно и в них почти вся жизнь – чаты с друзьями и родителями, фотографии и видео, социальные сети и новости. Пришло осознание, что нужно быть ближе к детям. Для этого мы сами должны углубиться в интернет. Тогда у нас есть шанс достичь с учениками большего взаимопонимания», — рассказывает Игорь Зорихин.

Изучение непривычного формата – это всегда вызов. И тем не менее в 2020 году стало понятно, что обратного пути нет. Учитель, который хочет идти в ногу со временем, вынужден подружиться с гаджетами.

«Мне нравится вести уроки на камеру. Да, я в этот момент не могу подойти и дотронуться до учеников, но зато я могу близко увидеть их глаза, каждую эмоцию на лице. Наш диалог стал более искренним и непринужденным, — признается Игорь Зорихин. — У меня не редко бывает, что ученики приходят повторно на урок параллельного класса или дополнительно смотрят подобранный мной видеоурок кого-то из коллег».

Чтобы разобраться в информационных технологиях, большинству учителей нужна помощь. Здесь помогут молодые коллеги, а также специальные курсы.

«Учителям сегодня надо больше углубляться в интернет»: колонка педагога об итогах года пандемии

© Depositphotos

После них преподаватели по-новому воспринимают информацию, больше пользуются социальными сетями, мессенджерами и доверяют поисковым системам.

Благодаря полученным знаниям на курсах Игорь Зорихин не только удивил своих учеников, но также победил в номинации «Эффективность использования интерактивных средств обучения» на отборе «Учителя года — 2021».

За свою победу Игорь Леонидович получил специальный грант от благотворительного фонда для дальнейшего обучения и развития.

Фото: Depositphotos, Freepik

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok!Подписывайтесь!