Опубликовано 22 мая 2013, 11:19

Станислав Востоков: "Гении всегда непохожи на других"

Автор книги «Ветер делают деревья» изложил «Летидору» свою версию популярности книг, написанных от лица детей, и привел аргументы в защиту детского сада как важной части начинающейся жизни.
Станислав Востоков: "Гении всегда непохожи на других"

Станислав Востоков: "Гении всегда непохожи на других"

В последнее время детские писатели все чаще стали впадать в детство – в самом хорошем смысле этого слова. Победителем последней из премий в области детской литературы, «Baby-НОС», стала книга  «Семен Андреич. Летопись в каракулях» Наринэ Абгарян – рассказ о себе пятилетнего мальчика. Большую популярность среди читателей в этом году завоевала книга этого же жанра «Я воспитываю папу» журналиста Михаила Барановского. Литература уже переживала взрыв популярности жанра «дети о детях» – с рассказами Николая Носова и «Денискиными рассказами» Драгунского. Но новая волна – в российской уже, а не в советской литературе началась в 2006 году с  книги Станислава Востокова «Ветер делают деревья». Под видом дневника шестилетнего детсадовца Гены Спицына в книге собрались все ключевые истории, способные вызвать ностальгию по детскому саду у тех, кто с нежностью вспоминает это время. Вспоминает, несмотря на строгую воспитательницу, комочки в манной каше, вечный сончас, стояние в углу и уверенность взрослых, что дети – они еще совсем ничего не понимают. О воспитательницах, современных детях и просто о литературе «Летидор» и поговорил со Станиславом Востоковым.

Укрощение строптивых

Детский сад.jpg

Детский сад.jpg

– Истории, рассказанные в книге – это ваш личный опыт «воспитания воспитателей»? Как собирался материал о сложной, но насыщенной судьбе дошкольников?
– Про детский сад я написал, потому что книжек про него очень мало. А основу для повести дал садик, куда я ходил до школы. У нас была очень строгая воспитательница, которую я вывел под именем Вера Александровна, но жизнь она не очень портила, потому что подобралась хорошая группа. У нас в детском саду даже были свои легенды. Например, во дворе сада имелась какая-то подземная постройка, не то погреб, не то бомбоубежище. Мы верили, что там живет страшный Бабай, и обходили это место стороной.

– Главный герой вашей книги, шестилетний Гена Спицын, спокойно цитирует Пушкина и Лермонтова, жонглируя словами типа «реинкарнация», но при этом впервые слышит сказку про Колобка и Красную Шапочку. Есть ли у ваших героев, Гены и его друзей прототипы или это сборные образы?
– Главный герой повести – гений. А гении всегда непохожи на других. Конечно, ребят вроде Гены Спицына очень мало, но они существуют. Нередко они рано начинают читать взрослую литературу, пропуская при этом важные детские книги. Остальные дети из книги – мои одногруппники, правда, несколько модифицированные. Только воспитательницу я вывел такой, какой она была. Ее менять – только портить.

– Подзаголовок книги «руководство по воспитанию дошкольников для бывших детей и будущих родителей». А не было ли историй использования книги как руководства по перевоспитанию строгих воспитательниц?
– Подзаголовок – шутка, конечно же. Я не слышал, чтобы мою книгу использовали в качестве методического пособия, но она для этого и не предназначена. И воспитательницы не писали. Зато были случаи, когда учителя литературы читали ее школьникам на своих уроках.

детский рисунок.jpg

детский рисунок.jpg

– Не могу не спросить вашего мнения об уровне детского дошкольного образования в России. Оно такое, как вы описываете в своей книге, где «хороший ребенок – это парализованный ребенок»?
Я не специалист по дошкольному образованию. Но на встречах с детьми я их часто спрашиваю: «Нравилось вам ходить в детский сад или не нравилось?» И, как правило, третья часть аудитории отвечает отрицательно. То, что детей кое-где в садах ставят в угол, еще цветочки. Кого-то, если он не спит во время Тихого часа, шлепают палкой по пяткам, а кого-то ставят на горох (вот это уже не шутка). А одна девочка сказала, что их за непослушание заставляли отжиматься. Но это, к счастью, редкие исключения.

– С момента выхода первого тиража книги, 2006-го года, прошло немало времени. Хочется ли вам сейчас что-то в нее добавить?
За это время в детских садах, мне кажется, мало что изменилось. И по-прежнему велико число школьников, а также студентов, учителей и даже пенсионеров, которые хотели бы снова попасть в садик. Из этого можно сделать вывод, что детский сад все-таки штука не бесполезная!

1 из 2

ПредыдущаяОт первого лица