Почему преподавание математики в России катится в пропасть: 4 причины
Только 12-15% учеников среднеобразовательных российских школ причисляют математику к любимому предмету.
В специализированных математических школах картина несколько иная: туда в принципе поступают дети с хорошо развитым логическим мышлением, но и среди таких ребят примерно треть с трудом справляется с учебной программой.
«Корень проблемы кроется в неправильной системе преподавания, — уверена Юлия Давыдова, основатель онлайн-школы обучения математике MindSet. — Пора отказаться от архаичных инструментов и взять на вооружение современные, прогрессивные методики, которыми пользуются во всем мире».
«Летидор» попросил Юлию проанализировать слабые звенья российской школьной системы преподавания математики и предложить свои выходы из сложившегося кризиса преподавания одного из главных школьных предметов.
Нет структуры преподавания
Математика в средней российской школе растянута на десять лет, из которых первые шесть классов детей просто учат быть калькуляторами. Что это значит?
К 12 годам дети умеют умножать в столбик, знают, что такое десятичные дроби и дроби вообще, что такое отрицательные числа.
А еще они умеют решать задачи, где нужно сложить скорости двух трамваев, которые зачем-то движутся навстречу друг другу…
Сегодня школьному курсу математики не хватает продуманной структуры. Также отсутствует корректная методика, позволяющая преподавать предмет не разрозненными частями, а в тесной взаимосвязи всех разделов: алгебры, начала анализа, геометрии.
При правильном подходе весь объем знаний с 6-го по 11-й класс можно уместить в курс из 60-ти теоретических занятий и 60-ти часов практики! Практические занятия очень важны для оттачивания мастерства учеников. У каждого ребенка свой темп постижения науки.
Отстающих в принципе не должно быть, если применять в обучении современные технологии, о которых речь пойдет ниже.
Больше натаскивания, чем разъяснения
Преподавание в российских школах сфокусировано на зубрежке, а не на объяснении принципов и типологии задач. У учителей нет ни времени, ни желания разъяснять и объяснять темы, да еще и применять креативный подход. Отчасти дело буксует еще и потому, что школьные преподаватели сверх меры загружены бюрократической волокитой (заполняют горы отчетов, проверяют кипы тетрадей с контрольными и домашними работами сразу в нескольких классах).
Так уж сложилось, что педагоги нацелены только на сдачу тестов ОГЭ и ЕГЭ, и вместо творчества у нас в школах — скучное натаскивание, чудеса дрессуры.
Нет мотивации
В наших школах отсутствует практика мотивировать детей на успех, когда школьникам на пальцах объясняют необходимость изучения базовых дисциплин с прицелом на взрослую жизнь. А вот в Англии, к примеру, начиная с младшей школы, регулярно проводятся «уроки успеха». На них представители различных профессий, сделавшие удачную карьеру, поднявшиеся по социальной лестнице, рассказывают детям о том, как учеба в школе помогла им на жизненном пути.
Задача повышения мотивации «лечится» расширением кругозора в целом: школьники и родители должны видеть тренды прогресса, понимать, что рынок труда завтра изменится кардинально. Прогресс идет такими темпами, что скоро, возможно, уже не будет никаких продавцов, секретарей, делопроизводителей. Мы живем в эпоху digital, многие из сегодняшних профессий будут завтра заменены машинным трудом.
Поэтому человек должен уметь учиться, получать и систематизировать знания, продуцировать на их базе новые смыслы, развивать логику: именно этому и учит математика.
Все держится на персоналиях
В России качество программы обучения очень сильно варьируется от школы к школе, даже внутри одного учебного заведения. Какие-то преподаватели умеют заинтересовать учеников своим предметом, а другие подходят к делу формально. Школа не аккумулирует достижения и наработки своих гуру и не передает опыт новым учителям, чтобы поддерживать стандарты образования.
Как только уходят на пенсию «звезды», интерес к предмету у детей затухает. В матшколах же самые ценные знания передаются ученикам от педагогов из уст в уста, что не позволяет масштабировать педагогический опыт.
На преподавателя вешается роль и методиста, и учителя, и проверяющего, что очень неэффективно с точки зрения использования учительских талантов.
В нашей школе педагог до сих пор — человек-оркестр (певец, композитор и продюсер в одном лице), что ведет к быстрому профессиональному выгоранию.
Вот конкретный пример: в Ульяновске была легендарная школа №40, выпускники которой без труда поступали в Москву на бесплатные отделения в МГУ, МФТИ, ВШЭ и в другие престижные столичные вузы. Благодаря замечательной учительнице математики при школе действовал математический кружок, выпускники с успехом участвовали в олимпиадах. К поступлению в эту школу дети готовились за год! Но талантливый педагог ушел из школы 15 лет назад, и образовательное заведение перестало быть элитным. Все наработки новатора были бесследно утеряны. Только один выпускник, выращенный этим профессионалом, открыл кружок подготовки к олимпиадам и сейчас работает бесплатно (при этом в другой школе). Повезло, что есть такой альтруист, радеющий за математическую грамотность в родном городе. Но все его наработки, скорее всего, опять не получат распространения в профессиональной среде.
Что же делать?
Использовать новые технологии
Домашние задания повторяются из года в год, как и их решения. Этот процесс вполне можно оцифровать, а ученику доверить процесс самопроверки. А вот самые интересные задания имеет смысл обсуждать на уроках. Таким образом, ученик получит гораздо больше практики решения задач и научится искать в своих вычислениях ошибки.
Учиться в своем темпе
В каждом классе, состоящем из 20-30 человек, у учеников разные темпы усвоения материала. Кто-то опережает программу и скучает, а кому-то не подходит скорость изложения (отстает от графика-недопонимает-нервничает-фрустрирует-боится контрольных).
Очевидным решением в таком случае будет разделить класс по уровню и целям на текущий момент.
Для этого требуется, во-первых, перестроить программу по часам. Отстающим ребятам нужно начать объяснять заново непонятные темы (то есть с материалы 6-7-го класса, даже если они уже учатся в 11-м). Систематизируя знания, раскладывая их по полочкам, педагогу следует давать детям сперва простые задания, с которыми они могут справляться и получать от этого удовлетворение. Затем постепенно поднимать планку, усложнять задачи.
При таком подходе у детей появляется задор, они на удивление быстро усваивают пропущенный материал. За год таким образом можно пройти всю пятилетнюю программу и сдать ЕГЭ на 70 баллов и выше.
У более сильных учеников программа может быть принципиально другой. Им нужно готовиться к олимпиадам, изучать логику, теорию вероятностей, анализ и много других сложных разделов математики. С таким багажом умений ЕГЭ окажется настолько легкой задачей, что будет восприниматься как текущая тренировка, а не судьбоносное испытание.
Фото: Shutterstock.com