Почему электронный журнал лучше бумажного
Когда я учился на первом курсе университета, то регулярно заходил к школьной учительнице по истории. Тогда я не думал, что через семь лет снова окажусь в школе, да еще и «по ту сторону» парты. Раз в месяц-два мы обменивались новостями. Я рассказывал ей про свою жизнь в университете, она сетовала на огромное количество бумажной работы.
Особенно активно в то время обсуждали введение электронного журнала и электронного дневника. Больше половины учителей в школе — люди старшего поколения, которые не умеют пользоваться компьютерами. Как будем выходить из положения? Отправим всех на курсы повышения квалификации. Специалисты покажут, какие кнопки нажимать, чтобы электронная система работала. Только минимум прикладных знаний. Как у Гомера Симпсона на атомной электростанции.
Учителя же всему научатся... Верно? Верно.
С горем пополам электронный журнал освоили все. С годами даже самые пожилые педагоги стали в нём ориентироваться.
Но людям, проработавшим в школе более тридцати лет «по старинке», это стоило сотен часов немалого труда.
У электронного журнала есть много плюсов. Главный — у родителей появляется онлайн-доступ к оценкам своего чада. Если учитель своевременно заполняет журнал, то ученик при всем желании не сможет скрыть свои настоящие оценки. За двоечниками просто следить и родителям, и администрации школы. Четвертные двойки, неаттестации автоматически попадают в отчеты.
Что вообще учитель заполняет в журнале? Каждый урок он проводит согласно своей учебной программе, которая согласуется с директором на весь учебный год вперед. Каждому уроку соответствует тема и домашнее задание — все записывается на специальный лист. На соседней странице заполняется таблица фамилия/дата с оценками.
Родители всегда в курсе, что ребёнок проходит и какие оценки получает.
В электронном журнале программу можно прикрепить из файла Excel. После этого не нужно заполнять поля «Тема урока» и «Домашнее задание». Нажимаем кнопку «Добавить занятие из планирования», остается выбрать дату, номер урока — и вуаля! Если у вас есть прикрепленная рабочая программа с поурочным планированием, это сильно сокращает время на бумажную работу.
Но не всё так просто. Загвоздка в том, что в начале «десятых» о таких функциях никто не знал. Или их просто не было в первых версиях — этого я не знаю. Знаю точно, что каждый урок учителя вводили вручную. Отсюда и пошли страшные истории о школьной отчетности. Поставьте себя на место учителей в солидном возрасте. Большинство из них не умели работать с клавиатурой.
Никакой печати вслепую — только два указательных пальца, только хардкор!
Средняя нагрузка учителя — 25 уроков в неделю. И для каждого надо делать такую запись. Можете прикинуть, сколько времени на это уходило со скоростью печати около 60-100 символов в минуту. Но и с этим они как-то справились.
Главное — не это, а бумажный журнал. Точнее, необходимость его вести. Да, в школе есть электронный. Да, можно распечатать показатели успеваемости целого класса. Можно отдельного ученика. Можно оценить качество знаний по конкретному предмету. Можно составлять отчеты об учителях. Все прелести функционирования электронной системы налицо.
В школе вообще много чего можно. Кроме одного — отказа от ведения бумажного журнала.
Ходят легенды, что в Санкт-Петербурге есть прогрессивные школы, которые решили полностью перейти на электронный журнал. Наверное, там учителя уходят с работы после уроков вместе с учениками, а не засиживаются допоздна. Цвет их лиц здоровее, потому что им не надо пить растворимый кофе и есть конфеты у себя в кабинетах после того, как столовая закроется.
Наша завуч на каждом собрании двигает мысль, что мы можем стать одной из таких школ. Держим кулачки и надеемся.
P.S. Есть один важный момент, о котором я не задумывался до начала работы учителем, — психологический. На детей уходит очень много энергии, и после 6-7 уроков сил остается мало. Больше всего хочется прилечь на полчаса и помолчать, почитать книгу, выпить чай. К сожалению, такой возможности у нас нет. В учительской только стулья да два стола. От этого кажется, что заполнение отчетности — это неподъемный труд и личный ежедневный подвиг.
Кирилл Загустин — молодой учитель истории и обществознания в одной из школ Санкт-Петербурга. С декабря 2016 года Кирилл ведёт канал в Telegram, где рассказывает забавные истории из школьной жизни. В первой колонке на «Летидоре» учитель раскрыл секрет хорошей успеваемости школьников.
Фото: Shuterstock.com