Опубликовано 27 января 2017, 16:00

Я узнал причину хорошей успеваемости

Учитель истории и обществознания — о том, как разбудить интерес к предмету, и о секретах хорошей успеваемости.
Я узнал причину хорошей успеваемости

© МИА "Россия Сегодня"

Кирилл Загустин — 24-летний преподаватель истории и обществознания одной из школ Санкт-Петербурга. Кирилл — новый учитель-колумнист на «Летидоре», который будет регулярно делиться зарисовками школьных будней. Также он ведёт канал в Telegram, где публикует заметки о своих учениках.

Я узнал причину хорошей успеваемости

В первой колонке Кирилл рассказывает, как научился мотивировать школьников и что помогло ему разгадать секрет хорошей успеваемости учеников. Всё оказалось очень просто!

Я окончил школу с двумя тройками: по русскому и алгебре. А свой первый университет — с красным дипломом. Долго удивлялся звонку от старосты в середине четвертого курса. «Кирилл, слушай! Я тут в деканате стою, просят передать: у тебя красный диплом выходит, так что не оплошай на последней сессии». Я пришел в замешательство. Диплом отличника, у меня? К выпускному курсу я перестал обращать внимания на оценки. Учиться мне нравилось, сессии проходили незаметно, не обращал на них внимания.

Причину улучшения моей успеваемости я осознал только намного позже, когда посмотрел на процесс с другой стороны. И эта причина — домашние задания. От их выполнения зависит очень-очень многое.

Домашние задания позволяют проверять знания ученика, заодно и оценки ставить. А еще они подстёгивают учителя работать лучше. Потому что если ученик выполняет домашнее задание, то волей-неволей он усвоит урок. А чтобы ученик выполнил домашнее задание, оно должно быть крутым. Чтобы сделать его крутым... Надо сделать его крутым!

Домашнее задание по обществознанию — кладезь возможностей раскрыть в учениках индивидуальность. Иногда меня посещают инсайты, как сделать их крутыми. Удовольствия от этого у меня не меньше, чем у учеников.

Мы проходили тему устройства общества:

  • *первобытное
  • аграрное (традиционное)
  • индустриальное
  • пост-индустриальное

*Не все считают первобытность стадией развития общества, так как отсутствует письменность и мы имеем очень мало данных.

Ученики должны были написать рассказ о том, как они видят себя в одном из обществ прошлого. Например, описать свой обычный рабочий день на чикагской фабрике. Или будни европейского крестьянина времен феодальной раздробленности. Мало того, среди учеников встретились дизайнеры одежды из шкур, монархи, владельцы автомобильных заводов — каждый написал что-то уникальное. Хорошее домашнее задание разбудило их интерес к предмету и к своей фантазии.

Спросите после этого у детей, чем индустриальное общество отличается от аграрного. Услышите рассказ о том, что в первом случае люди зарабатывали на хлеб тем, что производили вещи. Во втором случае люди зарабатывали на хлеб выращиванием пшеницы для него.

Я придерживаюсь мнения, что общее образование дает людям целостную картину мира. История и обществознание отвечают на вопросы «кто мы, кто рядом с нами и откуда мы пришли». А для этого и нужно погрузиться в предмет и понять то, чем раньше жили люди. Запоминаются мелочи, которые создают образы прошлого.

На истории совсем просто: каждый урок мы проходим один параграф учебника. На следующем уроке дети пересказывают его по частям. В пятом классе мы проходим Древний мир: Египет, Междуречье, Грецию и много чего ещё. Результаты пересказов сильно разнятся. Некоторые дети отвечают великолепно, передают главную мысль своего отрывка, не дают поводов сомневаться в том, что понимают смысл, а не заучили слова наизусть.

А вот некоторые стоят у доски и не могут показать на карте мира Средиземное море. Или дельту Нила. У меня раньше в голове не укладывалось — как? Мы две-три контурные карты разукрасили, я сто раз показывал, рассказывал. Одному Египту по программе мы уделяем 6 уроков, а там Нил, Африка, все рядом, все подписываем в своих тетрадях.

Я выяснил, в чем причина таких ответов, когда устроил опрос: сколько раз вы читаете параграф в учебнике, чтобы подготовиться? Результаты поставили всё на свои места.

  • Ученики с оценками между 4 и 5 читают параграф 2-4 раза и еще один перед сном накануне.
  • Ученики с оценками между 3 и 4 — 1–3 раза и всё.
  • Ученики с оценками между 2 и 3 — 0-1 раз. Как правило, в день, когда мы проходили параграф на уроке.

Для меня это стало откровением. Всю свою школьную жизнь я не делал домашние задания. Мне хватало тех знаний, которые я получал на уроке, а случайные тройки списывал на невнимательность. Стыдно. Вот и стараюсь, чтобы младшее поколение не наступало на те же грабли.