Писать или печатать: 9 аргументов в пользу блокнота и ручки
В современном мире, где власть захватили компьютеры, навык письма от руки требуется все реже, а красивый почерк, по мнению многих родителей, вообще в жизни мало где пригодится. И это при том, что исследователи не устают говорить о пользе чистописания. Рассказываем о самых интересных фактах на эту тему.
Дети, которые много пишут от руки, лучше сочиняют
Чтобы стать писателем и печатать на компьютере романы, сначала придется… много и долго писать ручкой в тетради. Записывая на страницах буквы, слова, фразы, предложения, абзацы, ребенок тренирует свои литературные способности и развивает фантазию. Это происходит потому, что движения пишущей руки заставляют активно работать «нужные» для этого участки мозга.
Письмо влияет на физиологию
Оказывается, занятия по чистописанию – отличная тренировка физиологических механизмов, которые отвечают за жизненно важные навыки.
Доктор Динехарт из университета Флориды проводила сравнительный анализ способностей детей, которые получали дошкольное образование и которые не пробовали научиться писать до поступления в первый класс. Выяснилось, что первые лучше учились в школе и были способны решать достаточно сложные жизненные задачи, в том числе, которые не имели отношения к школьным заданиям.
Это связано с тем, что с помощью письма у малышей закладывается важная база: формируются когнитивные навыки (способность к познанию), развивается моторика, стимулируются нервно-мышечных процессы.
Пишущая рука – инструмент для развития интеллекта
Письмо стимулирует мозговую деятельность, и это не пустые слова. Функциональные исследования головного мозга взрослого человека показали, что во время обычного чтения активизируется характерная «мозговая сеть», которая отвечает за моторику, т.е. за движения руки.
Вот это и навело ученых на мысль, что когнитивные процессы тесно связаны с двигательными процессами, а простыми словами: пишущая рука – это инструмент для развития интеллекта.
Для подтверждения этого факта профессор психологических наук из университета штата Индианы Карин Джеймс изучила работу мозга детей, которые еще не умеют писать. «Их мозг не различает букв. Он реагирует на них точно так же, как например, на треугольник» – сделала вывод исследователь. Но после того, как эти дети стали учиться писать, при виде букв у них начали активизироваться те же участки мозга, что и у взрослых при чтении.
Красивый почерк – хорошие оценки
А вот еще одно доказательство в пользу каллиграфии. Доцент кафедры дошкольного образования в Международном университете Флориды Лаура Динехарт подготовила целую статью, посвященную этой теме.
Ее главная мысль – дети с хорошим почерком лучше учатся. Во-первых, это связано с тем, что красивое написание уже подкупает учителя и служит сигналом, что школьник приложил массу стараний. А во-вторых, плохой почерк отнимает у самого ребенка много сил и времени, поэтому на содержание написанного они обращают меньше внимания.
Письменный язык развивает внимательность
В одной из работ, посвященных нарушениям процесса обучения, западные исследователи рассмотрели, как устный и письменный язык влияют на внимательность и умение планировать. В группах, с которыми работали ученые, находились как обычные дети, так и учащиеся из коррекционных классов.
Вирджиния Бернинджер, ведущий автор этого исследования и профессор педагогической психологии подтвердила, что рукописание – это не просто механический процесс. Это совместная работа с головным мозгом, который подключается, как только ребенок берет ручку и садится за тетрадь. Вот почему так важно уделять внимание именно письменной речи. В отличие от устной речи письмо требует определенных усилий, поэтому родители должны мотивировать детей.
Писать от руки – значит, учиться самоконтролю и планированию
«Это самый настоящий миф, что единственно важная заслуга рукописания – развитие моторики» – говорит доктор Бернинджер из вашингтонского университета.
Ученые давно выяснили, что чистописание активизирует отделы мозга, отвечающие за планирование и контроль. Но самым важным участком головного мозга, который напрямую связан с навыками письма от руки, является веретенообразная извилина: в этом месте «встречаются» визуальные образы и языковые навыки.
И здесь начинается самое интересное – все, что ребенок видит, тут же преобразуется в его голове в буквы и слова. Это значит, что прежде, чем написать что-то на листке, сначала вы должны «увидеть» это в своем сознании. Исследования показали, что у детей, имеющих проблемы с чистописанием, работа этих участков головного мозга не так активна.
Скоропись делает ребенка более грамотным
Ученые долго спорили, приносит ли умение писать скорописью (без отрыва руки) какие-то специфические плюсы, помимо тех, которые присутствуют и при письме печатными или отдельно стоящими буквами.
Доктор Бернинджер выделил два основных преимущества: дети делают меньше ошибок в словах и способны правильнее строить предложения. Скорее всего, это происходит потому, что «хвостики», соединяющие отдельные буквы в слова помогают воспринимать слово как отдельное целое, а не как набор символов
Рукописание помогает сосредоточиться
Для типично развивающихся детей навык быстро набирать буквы на клавиатуре не является равноценным умению писать от руки. Конечно, с возрастом почти все мы в итоге переходим на работу на компьютере, но это не значит, что печатанию нужно уделять больше внимания, чем рукописанию. И вот почему.
Многие учители против того, чтобы дети приносили в класс ноутбук для работы. Они требуют от учеников писать от руки не для того, чтобы у ребенка сформировался красивый почерк, а потому, что таким образом они лучше концентрируются на предмете. Исследователи уже давно сделали вывод, что написанное собственной рукой лучше воспринимается и запоминается.
Порядок в обучении письму поможет в учебе
Ученые предлагают следующую систему обучения письму: сначала малыш должен освоить письмо, в котором слова пишутся отдельными буквами (т.е. с отрывом руки), через два года ребенку хорошо бы приступить к освоению скорописи с соединением букв в слове и только после этого можно постигать мастерство печатания на компьютере.