Обзор 5 популярных программ детских садов, соответствующих ФГОС
Выбирайте ту, которая ближе вашим ценностям!© Depositphotos
Возможно ли это, если речь идет об обычном детском саде? Да!
По нашей просьбе дошкольный педагог, учитель английского языка Оксана Шичко сделала обзор пяти самых распространенных образовательных программ российских детских садов.
Выбирайте для своего ребенка ту, которая соответствует вашим ценностям.
Программа «От рождения до школы»
Подавляющее большинство российских детсадов, а это 85%, занимаются с дошколятами по программе «От рождения до школы», точнее по ее инновационному переизданию 2019 года. Некоторые воспитатели считают ее «мамонтом» дошкольной педагогики и списывают со счетов. А зря. Методисты вдохнули в уже проверенные наработки новую жизнь.
Много времени отдано на свободные игры, самостоятельные занятия. На смену фронтальным и групповым занятиям пришла проектная деятельность, образовательные события, утренние и вечерние круги. Малыш, вернувшись из садика, уже не расскажет, как они учили геометрические фигуры за партами, он будет вспоминать, как играли в строителей и построили «вооооот такой» дом из треугольников и квадратов.
У пап и мама тоже новая роль: они становятся коллегами и партнерами воспитателей, их объединяет общая цель — воспитание ребенка.
В программе есть переход на новый формат взаимодействия «взрослый — ребенок», в котором воспитателю важно уметь «слышать голос ребенка», откликаться на него и развивать детскую инициативу. Ребенок же чувствует себя автором игры, он — в центре Вселенной. Если раньше воспитатели «руководили процессом игры», то теперь акцент сместился на свободную игру, где дети сами вырабатывают правила и сюжет. Может показаться, что мальчики и девочки полностью предоставлены самим себе.
На самом деле, педагог встраивает образовательные моменты в спонтанные, на первый взгляд, игры, которые развивают у ребенка инициативность и воображение.
Мама дошкольницы Марины рассказывает, что до детского сада Марина была стеснительной девочкой, она любила слушать сказки, но ей не нравилось отвечать на вопросы и что-то рассказывать. В сад Марину решили отвести за год до школы — в подготовительную группу. Уже через месяц мама с бабушкой удивлялись метаморфозам, которые произошли с девочкой — Марина взахлеб рассказывала об интересных событиях из новой жизни: как они встретили в саду на прогулке жирафа, рисовали декорации для спектакля, играли в магазин. Марина раскрылась, стала впитывать знания и транслировать их всему миру.
Программа «Золотой ключик»
Атмосфера в детском саду, который работает по этой программе, почти домашняя, а сама группа напоминает многодетную семью — в каждой группе играют и занимаются дети разных возрастов, как и бывает в многодетных семьях.
Иногда родителей это пугает. _«Моего сына будут обижать старшие», «Моей дочке не уделят достаточно внимания — все только малышам», «Чему он может научиться от маленьких?». _Но именно в таких группах происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей.
Взаимное обучение старших и младших формирует особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки, уверены авторы программы.
«Программа „Золотой ключик“ организовывает взаимодействие детей разного возраста с учетом особенностей каждого. В каждой группе — свои игры, творческие активности и познавательная деятельность. „Золотой ключик“ предполагает выстраивание отношений, похожих на семейные», — рассказывает Анна Якшина младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета.
В «Золотом ключике» нет хрестоматийных занятий, когда дети сидят за партами с карандашами в руках. И нет традиционных календарно-тематических заданий — когда каждый октябрь ребята рисуют кленовые листья. Здесь все подчинено интересам детей. И интерьер — тоже. Червяки, динозавры, собака Кнопка или котенок Финдус — оформление комнат, где занимаются и играют дети, лучше любой методички расскажет, чем сейчас увлечены малыши. А креативности педсостава «Золотого ключика» вполне могли бы позавидовать лучшие режиссера мира. _«Когда я была воспитателем в таком детсаду, мы с коллегами постоянно устраивали праздники по мотивам известных сказок и фильмов, которые вовлекут детей — Звездные войны, Пеппи Длинныйчулок, Тролли. Потом воплощали их в жизнь», _— вспоминает Анна Якшина.
Другой конек программы — парная педагогика, когда в группе одновременно работают два воспитателя, но у каждого — своя роль. Например, один в образе кота пришел к детям с заданиями, а другой «играет» на стороне детей, спрашивает, подогревает у воспитанников интерес, проживает этот момент вместе с ними. В парной деятельности рождается спонтанность обучения. Дети впитывают новые знания, не догадываясь, что в этот момент их активно учат. Педагог «Золотого ключика» не занимает хрестоматийною позицию взрослого по отношению к ребенку: он может ошибаться, искать новое, проявлять гибкость.
Дети часто обращаются к воспитателю на «ты», что не умаляет его авторитет.
Такие группы особенно подходят детям разного возраста из одной семьи. Если дома братья и сестры не ладят, в саду создается атмосфера, которая их сблизит.
Программа «ПРОдетей»
Эту программу разрабатывали, что называется, на «экспорт» — для работы в Европе и Америке. Она опирается на международную дошкольную систему «Tools оf the Mind», в центре которой — игровой подход. Особое внимание уделено развитию навыка планирования у детей, что востребовано в современном обществе.
Каждый ребенок заводит отдельную папку, где хранятся листы и планшет с зажимом. И каждый день воспитатель раздает детям их папки — время планировать. Малыши, сидя за столами или на ковре, проводят мини-тимбилдинг. С помощью «Колеса выбора» составляют расписание занятия на день, которое заносят в планшет. Записывать можно рисунками, символами, не обязательно словами. Постепенно ребенок учится быть режиссером своего дня, учится разворачивать сюжетно-ролевые игры и поддерживать их в течение долгого времени.
Это взрослым кажется, что нет ничего легче, чем поиграть в магазин или дочки-матери, а для детей это целая слаженная система действий, которые необходимо продумать.
Важная составляющая программы — особым образом организованное пространство в группе, которое делится на центры активности, где кипит бурная деятельность.
Центры отделяют друг от друга невысокие шкафы, чтобы дети могли общаться между собой, а воспитатели — наблюдать. Кроме «шумных» есть «тихие» зоны и даже уголок уединения — место с мягкой мебелью и игрушками, где можно побыть в полной тишине в любой момент. Центр строительства создают подальше от центра грамотности и письма. Стоит упомянуть и другой принципиально момент: у детей свободный доступ к развивающим материалам, а актуальность его использования — задача воспитателя.
Программа «ПРОдетей» предполагает максимальную индивидуализацию обучения и воспитания, поэтому она работает и с одаренными детьми, и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию навыков самоорганизации у детей воспитатель может индивидуально заниматься с теми, кому нужно повышенное внимание.
Программа «Миры детства»
В программе «Миры Детства: конструирование возможностей» значительное место уделено сотрудничеству с семьей — образование по программе выходит за пределы детского сада.
Если у папы и мамы дергается глаз от слов «поделка» и «рисунок», лучше поискать другой сад.
Хотя, отмечают воспитатели, совместная работа улучшает отношения в семье.
«Не все родители настроены заниматься с детьми дома. Первое время ребенок приходит в сад неподготовленный, не участвует в общих мероприятиях, расстраивается, и родителям приходится включаться. Проходит время, они начинают получать удовольствие от совместного процесса и лучше понимать своего малыша», — делится опытом педагог школы № 2120 Елена Дидух.
Изюминка программы — дидактический календарь с разнообразными занятиями для домашних активити. Развивающий и обучающий материалы запускают механизм культурной трансляции — показывает ценность детской деятельности и значимость результатов. И, конечно, облегчает родителям их работу — ничего не надо искать, все есть в календаре, остается лишь воплотить идею в жизнь. Мамы и папы могут быть уверены: задания соответствуют возрасту ребенка.
Программа «Превращение»
Программа «Превращение» — инновационная и самая молодая из всех перечисленных, она находится на этапе выпуска, но уже интересует педагогов дошкольного образования.
«В программе мы стараемся сделать акцент на развитии детских творческих способностях не на отдельных занятиях, а в общем укладе жизни группы. Творческое отношение начинается с двух вопросов: как это может быть другим и как я к этому отношусь», — рассказывает Ольга Шиян ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, автор программы «Превращение» и соавтор «От рождения до школы».
Благодаря особой атмосфере ребенок постоянно находится в творческом поиске и создании новых возможностей — этому способствует и все его окружение. Воспитатели умеют придать особый смысл любому предмету. Например, говоря о мебели, дети с воспитателями обсуждают, какая мебель какие проблемы может решать. Именно во время таких дебатов дети придумали двухъярусные кровати в детском саду и создали макет из спичечных коробков.
Еще одно изобретение — стул для воспитателя, который помогает завязать шнурки детям.
Методику можно сравнить с эмпирическим методом, когда не задача порождает решение, а реальная проблема заставляет находить и получать новые знания.
Конечно, программы — это не основной критерий выбора детского сада. Но упускать их из виду не стоит, ведь от них напрямую зависит работа с ребенком, его развитие, обучение и, что немаловажно, комфорт.
Фото: Depositphotos