Четыре «плохие» игры, в которые детям не только можно, но и нужно играть

Рассказываем, почему эти игры незаслуженно считают «неправильными».

Специально для «Летидора» статью подготовила Елена Альфредовна Пиотровская, практикующий психолог, президент Ассоциации игровой психотерапии.

Елена Пиотровская

Здоровый ребенок игрив и любознателен. Если у него есть игрушки, даже самые простые, он придумает, как занять себя ими. Если нет игрушек, он использует то, что есть под рукой — природные материалы, бытовую утварь, канцелярские материалы. Область свободной игровой активности, в которой ребенок сам решает, как именно ему играть, помогает выразить свой внутренний мир и навести в нем порядок.

Да-да! Языком игры говорят внутренние переживания ребенка.

При благоприятных условиях (сопровождение игры доброжелательным взрослым, не указывающим, что и как нужно делать, не наставляющим, «как играть правильно») ребенок буквально разворачивает в игре картину своей внутренней жизни.

К примеру, злость, напряжение, внутренние конфликты ребенка могут выражаться с помощью игры в войну, потасовки враждующих персонажей. К сожалению, именно такие игры часто пресекаются родителями как «плохие».

Папа, придерживающийся пацифистских убеждений, может сказать сыну: «Война — это плохо». Ребенка же может буквально разносить от клубка противоречивых чувств — злости, обиды, любви, связанных, к примеру, с разводом родителей. И именно в такой, неприемлемой с точки зрения папы игре он может хоть как-то выразить свои переживания.

Поэтому запрет на агрессивные игры ребенка может перекрыть чуть ли не единственный канал для выражения его переживаний.

Нормально развивающийся ребенок хорошо понимает условный характер игры. Когда встревоженные родители беспокоятся о том, можно ли разрешать ребенку играть дома в такие игры, я, как правило, спрашиваю — проявляется ли агрессивность ребенка только в игре или направлена на людей? И когда получаю ответ – что вы, что вы! он добрый мальчик, только игры такие страшные – я понимаю, что ребенок использует исцеляющий потенциал игры. Он буквально «выигрывает» переполняющие его эмоции социально приемлемым способом – в игре.

Игры с отрицательными эмоциями

Итак, первый тип якобы плохих игр – это игры, связанные с выражением интенсивных отрицательных эмоций. Запрещая такого рода игры ребенку, мы лишаем его возможности справиться со своими переживаниями в игре. В то же время, внимательно и доброжелательно наблюдая за игрой ребенка, можно обнаружить, что ребенка что-то сильно волнует или пугает, увидеть переживания, на которые стоит обратить внимание.

Свободная игра ребенка – это дорога в его внутренний мир. Запрещая ему проявлять часть этого мира, мы отмахиваемся от того, что тревожит ребенка.

Если в войну играет не один ребенок, а двое или больше, то в этом случае надо обращать внимание на то, как строятся отношения играющих детей. Важно, чтобы такая игра увлекала всех участников, была в радость, добровольной, с возможностью выйти из игры. Но это тема для отдельного разговора.

1 из 4

ПредыдущаяФантазийные игры, противоречащие логике
Семейный гороскоп