Современные дети буквально с пеленок учатся печатать. И тут встает важный вопрос: а нужно ли их тогда учить чистописанию? С тех пор как компьютеры, а за ними и смартфоны плотно вошли в нашу жизнь, в обществе не утихают споры. Нужно ли учить детей писать от руки или это анахронизм, который уже изжил себя? Конечно, «про запас» никакие знания и умения не помешают. Но всему выучиться невозможно, значит, нужно выбирать самое важное. Не забывайте, если подходить к предмету не прямолинейно, а смотреть на ситуацию шире, то часто выясняется, что та же математика, например, это не только подсчет синусов и косинусов, но и развитие системного мышления. Так может и рукописный текст нам все-таки нужен больше чем просто для того, чтобы фиксировать с помощью него сведения на бумаге?Люди гораздо охотнее выбирают то, что было в их жизни годами, чем то, что увидели в первый раз. Но обстоятельства меняются — и то, что было правильным раньше, теперь может стать бесполезным, а иногда даже вредным. Чтобы найти ясность в этом вопросе, мы разобрали все «за» и «против», которые приводятся в спорах о том, нужно ли писать от руки.Аргументы ЗА обязательное обучение детей письму1. Письмо развивает мелкую моторику. А мелкая моторика, в свою очередь, положительно влияет на работу головного мозга. В данном случае речь идет о его теменной доле. Она отвечает за умение ориентироваться в пространстве, определяя границы своего тела и расстояние до предметов, за координацию, понимание смысла текста и многое другое.Конечно, письмо вовсе не единственный способ ее развить. Но очень действенный.2. Письмо улучшает память. Помните старый студенческий способ подготовки к экзаменам? Чтобы выучить предмет, нужно переписать его несколько раз от руки. И за это время знания усваиваются сами собой.Поэтому современные родители, чьи дети готовят доклады и презентации на компьютере, жалуются, что через неделю подростки и не помнят даже, о чем там шла речь. 3. Письмо улучшает грамотность. Есть такое понятие «механическое запоминание». Когда человек много раз пишет одно и то же сочетание букв, то со временем рука автоматически тянется вывести «и» в «жи-ши» или поставить запятую после слова «во-первых». Оппоненты же указывают на то, что при печатании эта мышечная память никуда не исчезает, и что пальцы точно так же тянутся к нужной клавише. Но есть один нюанс.Правда, не всегда получается грамотно — машина не может учесть все нюансы русского языка. А потому правильные шаблоны могут не осознаваться и не закрепляться. 4. Компьютер — это вредно. По этому пункту у родителей обычно нет возражений. Кто-то опасается за зрение и осанку, кто-то переживает об излишнем погружении ребенка в виртуальное пространство, кто-то боится получить в будущем проблемы с социализацией. С этой точки зрения переключение деятельности — это, конечно, хорошо. И чистописание не худший вариант отвлечься от компьютера или смартфона.И если не следить за правильной постановкой руки и позой, в которой ребенок пишет, то это тоже может негативно отражаться на здоровье.5. Письмо формирует ясность ума и психологическое здоровье. Есть мнение, что возможность бесконечно стирать и править приучает людей к безалаберности в мыслях, неумению выстроить полноценное предложение, а тем более держать в голове весь абзац и полную структуру текста. Научного подтверждения этому нет.То есть приучает нас к тщательному формулированию в уме, чтобы не пришлось бесконечно зачеркивать или переписывать заново. Психологи же добавляют, что по своим свойствам письмо от руки схоже с творчеством. А потому успокаивает и делает человека увереннее в себе, помогает ему раскрыться. Поэтому дневники советуют вести именно в рукописном варианте.Аргументы ПРОТИВ обязательного обучения письму1. Это устаревший навык. В современной жизни все меньше и меньше реальной необходимости пользоваться этим умением.Но недалек тот день, когда подпись окончательно станет электронно-цифровой, и ручки с тетрадками можно будет сдать в музей. Туда же, где уже покоятся веретено, счеты и чернильница.2. Оно приносит детям стресс и плохие оценки. Нет, с психологами из абзаца выше никто не спорит. Свободная, ничем не ограниченная возможность делать записи своей рукой действительно приносит пользу. Речь идет конкретно про школу в том формалистическом исполнении, которое до сих пор преобладает. Десять клеточек перед словами «Классная работа», две клеточки между упражнениями, условия и решение должны быть оформлены определенным образом. Исправлять ничего нельзя.Вряд ли это способствует нежной любви к школе и развитию любознательности. Компьютерная печать же исключает вовсе эти моменты и концентрируется на самом важном — обучении непосредственно школьному предмету, будь это русский язык, физика или биология.3. Экономия времени. Жизнь все время ускоряется. Количество заданных на дом уроков неизменно растет. И вместо того, чтобы найти способы оптимизировать их выполнение, школьников по-прежнему заставляют переписывать целиком все слово там, где надо поставить одну пропущенную букву, переписывать целое упражнение, чтобы расставить запятые.А вспомните еще, сколько времени тратилось раньше, когда за любой справкой нужно было идти и отстаивать очереди вместо того, чтобы отправить или получить ее по электронной почте. 4. Это практично. Написанное от руки, как правило, хранится только в одном экземпляре. Можно, конечно, написать повторно. Но кто будет переписывать одно и то же домашнее задание по пять раз?А копировать файл можно бесконечно. И при должной предусмотрительности потерять его довольно трудно. На случай, если с жестким диском случится какая-то проблема, документы легко дублировать в облачное хранилище или на флешку. 5. Экономия ресурсов. Посчитайте, сколько тетрадей ежегодно исписывается всеми школьниками и студентами планеты. А ведь далеко не все письменные принадлежности используются до конца. И сколько деревьев можно было бы спасти, если бы отменить хотя бы половину из них. Да и учителям таскать с собой эти тяжеленные стопки вряд ли в радость.Подводим итоги На самом деле радикальных сторонников той или иной теории довольно мало. Большинство признает, что истина где-то посередине. В мировом опыте есть школы, где полностью отказались от обучения детей письму. Такие случаи, например, есть в финском образовании.К тому же может статься, что пока мы спорим, нужно ли позволять детям печатать на уроках, сам этот навык тоже станет анахронизмом, как и письмо от руки, поскольку на смену ему придет автоматическое распознавание голоса или еще какие-нибудь новые технологии. Благодарим за подготовку материала экспертов онлайн-школы EnglishDom.ruФото: Shutterstock.com Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!