18 сентября 2018 в 09:00

Нужно ли учить ребенка письму: разбираем все «за» и «против»

Современные дети буквально с пеленок учатся печатать. И тут встает важный вопрос: а нужно ли их тогда учить чистописанию?

С тех пор как компьютеры, а за ними и смартфоны плотно вошли в нашу жизнь, в обществе не утихают споры. Нужно ли учить детей писать от руки или это анахронизм, который уже изжил себя? Конечно, «про запас» никакие знания и умения не помешают. Но всему выучиться невозможно, значит, нужно выбирать самое важное.

Не забывайте, если подходить к предмету не прямолинейно, а смотреть на ситуацию шире, то часто выясняется, что та же математика, например, это не только подсчет синусов и косинусов, но и развитие системного мышления. Так может и рукописный текст нам все-таки нужен больше чем просто для того, чтобы фиксировать с помощью него сведения на бумаге?

С другой стороны, не стоит забывать, что все привычное автоматически кажется правильным.

Люди гораздо охотнее выбирают то, что было в их жизни годами, чем то, что увидели в первый раз. Но обстоятельства меняются — и то, что было правильным раньше, теперь может стать бесполезным, а иногда даже вредным.

Чтобы найти ясность в этом вопросе, мы разобрали все «за» и «против», которые приводятся в спорах о том, нужно ли писать от руки.

Аргументы ЗА обязательное обучение детей письму

1. Письмо развивает мелкую моторику. А мелкая моторика, в свою очередь, положительно влияет на работу головного мозга. В данном случае речь идет о его теменной доле. Она отвечает за умение ориентироваться в пространстве, определяя границы своего тела и расстояние до предметов, за координацию, понимание смысла текста и многое другое.

Также развитие мелкой моторики помогает улучшить концентрацию внимания и продуктивность.

Конечно, письмо вовсе не единственный способ ее развить. Но очень действенный.

2. Письмо улучшает память. Помните старый студенческий способ подготовки к экзаменам? Чтобы выучить предмет, нужно переписать его несколько раз от руки. И за это время знания усваиваются сами собой.

С компьютером такого эффекта не наблюдается или он гораздо слабее.

Поэтому современные родители, чьи дети готовят доклады и презентации на компьютере, жалуются, что через неделю подростки и не помнят даже, о чем там шла речь.

3. Письмо улучшает грамотность. Есть такое понятие «механическое запоминание». Когда человек много раз пишет одно и то же сочетание букв, то со временем рука автоматически тянется вывести «и» в «жи-ши» или поставить запятую после слова «во-первых». Оппоненты же указывают на то, что при печатании эта мышечная память никуда не исчезает, и что пальцы точно так же тянутся к нужной клавише. Но есть один нюанс.

Почти все мессенджеры и текстовые редакторы автоматически исправляют ошибки или подчеркивают сомнительные места.

Правда, не всегда получается грамотно — машина не может учесть все нюансы русского языка. А потому правильные шаблоны могут не осознаваться и не закрепляться.

4. Компьютер — это вредно. По этому пункту у родителей обычно нет возражений. Кто-то опасается за зрение и осанку, кто-то переживает об излишнем погружении ребенка в виртуальное пространство, кто-то боится получить в будущем проблемы с социализацией.

С этой точки зрения переключение деятельности — это, конечно, хорошо. И чистописание не худший вариант отвлечься от компьютера или смартфона.

Однако стоит помнить, что это тоже сидячая работа, при которой серьезно напрягаются глаза.

И если не следить за правильной постановкой руки и позой, в которой ребенок пишет, то это тоже может негативно отражаться на здоровье.

5. Письмо формирует ясность ума и психологическое здоровье. Есть мнение, что возможность бесконечно стирать и править приучает людей к безалаберности в мыслях, неумению выстроить полноценное предложение, а тем более держать в голове весь абзац и полную структуру текста. Научного подтверждения этому нет.

Но трудно не согласиться, что письмо от руки — это тот вариант, когда «семь раз отмерь, один раз отрежь».

То есть приучает нас к тщательному формулированию в уме, чтобы не пришлось бесконечно зачеркивать или переписывать заново.

Психологи же добавляют, что по своим свойствам письмо от руки схоже с творчеством. А потому успокаивает и делает человека увереннее в себе, помогает ему раскрыться. Поэтому дневники советуют вести именно в рукописном варианте.

Аргументы ПРОТИВ обязательного обучения письму

1. Это устаревший навык. В современной жизни все меньше и меньше реальной необходимости пользоваться этим умением.

Единственный момент, ради которого мы все еще носим в сумке шариковую ручку, — это необходимость расписываться в документах.

Но недалек тот день, когда подпись окончательно станет электронно-цифровой, и ручки с тетрадками можно будет сдать в музей. Туда же, где уже покоятся веретено, счеты и чернильница.

2. Оно приносит детям стресс и плохие оценки. Нет, с психологами из абзаца выше никто не спорит. Свободная, ничем не ограниченная возможность делать записи своей рукой действительно приносит пользу. Речь идет конкретно про школу в том формалистическом исполнении, которое до сих пор преобладает. Десять клеточек перед словами «Классная работа», две клеточки между упражнениями, условия и решение должны быть оформлены определенным образом. Исправлять ничего нельзя.

Сколько раз родители жаловались на то, что оценку снижают не из-за пробелов в знаниях, а из-за плохого почерка или исправлений.

Вряд ли это способствует нежной любви к школе и развитию любознательности.

Компьютерная печать же исключает вовсе эти моменты и концентрируется на самом важном — обучении непосредственно школьному предмету, будь это русский язык, физика или биология.

3. Экономия времени. Жизнь все время ускоряется. Количество заданных на дом уроков неизменно растет. И вместо того, чтобы найти способы оптимизировать их выполнение, школьников по-прежнему заставляют переписывать целиком все слово там, где надо поставить одну пропущенную букву, переписывать целое упражнение, чтобы расставить запятые.

Да и во взрослой жизни скорость печати позволяет существенно увеличить скорость работы и сделать за единицу времени гораздо больше, чем возможно было бы при бумажном документообороте.

А вспомните еще, сколько времени тратилось раньше, когда за любой справкой нужно было идти и отстаивать очереди вместо того, чтобы отправить или получить ее по электронной почте.

4. Это практично. Написанное от руки, как правило, хранится только в одном экземпляре. Можно, конечно, написать повторно. Но кто будет переписывать одно и то же домашнее задание по пять раз?

И если тетрадь случайно залили соком или просто потеряли, то прощай все записи!

А копировать файл можно бесконечно. И при должной предусмотрительности потерять его довольно трудно. На случай, если с жестким диском случится какая-то проблема, документы легко дублировать в облачное хранилище или на флешку.

5. Экономия ресурсов. Посчитайте, сколько тетрадей ежегодно исписывается всеми школьниками и студентами планеты. А ведь далеко не все письменные принадлежности используются до конца. И сколько деревьев можно было бы спасти, если бы отменить хотя бы половину из них. Да и учителям таскать с собой эти тяжеленные стопки вряд ли в радость.

Гораздо проще было бы открыть ноутбук и быстро проверить все работы.

Подводим итоги

На самом деле радикальных сторонников той или иной теории довольно мало. Большинство признает, что истина где-то посередине.

В мировом опыте есть школы, где полностью отказались от обучения детей письму. Такие случаи, например, есть в финском образовании.

Но даже сторонники компьютера соглашаются, что в начальной школе все же стоит учить детей чистописанию, а уже дальше сделать каллиграфию факультативом.

К тому же может статься, что пока мы спорим, нужно ли позволять детям печатать на уроках, сам этот навык тоже станет анахронизмом, как и письмо от руки, поскольку на смену ему придет автоматическое распознавание голоса или еще какие-нибудь новые технологии.

Благодарим за подготовку материала экспертов онлайн-школы EnglishDom.ru

Фото: Shutterstock.com

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп