Педагог — о том, почему тема полового воспитания и взросления не должна быть под запретом в школе. Особенно на уроках биологии. Учителница биологии школы №1 города Козельска Калужской области, участница программы «Учитель для России» Ирма Деркач рассказала, почему она не пролистывает раздел физиологии и анатомии, как это часто делают другие учителя, какие вопросы о размножении интересуют школьников и как объяснить детям, что говорить о сексе не стыдно. Я работаю по учебно-методическому комплексу Владимира Пасечника — там тема размножения есть уже в 6-м классе. Мы разбираем ее на примере всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных. Обсуждения бывают скользкими и часто вызывают смешки. Но если несколько человек из класса пытаются шутить, я не говорю им: «Фу, это пошло! Как так можно?», просто придерживаюсь нейтрального тона, поправляю их, когда в своих высказываниях они ошибаются с точки зрения биологической терминологии.Даже в 6-м классе у детей уже есть запрос на обсуждение физиологии разных животных, а не только человека. И честно будет рассказать об этом. Обычно школьники стесняются задавать какие-то вопросы, тем более учителю. Поэтому, чтобы избежать смущения, я раздаю ребятам листочки и прошу их написать, что именно им было бы интересно узнать от меня. И школьники задают не те вопросы, которые родители или составители учебников боятся услышать. В них нет никакой порнотематики и пошлостей. Они любопытствуют о том, как размножаются черепахи или как жеребятся лошади. Разве в этом есть что-то плохое?В 8-м и 10-м классах школьной программой по биологии предусмотрено уже более серьезное обсуждение вопросов анатомии и физиологии. Когда я только пришла в школу, я не знала, стоит ли подробно останавливаться с подростками на этих темах и надо ли вообще о них говорить. Может быть, я должна была, как другие коллеги, сказать: «Ребята, прочитайте такие-то параграфы дома, а потом закрепим ваши знания на контрольной» — и этим ограничиться. Но это было бы неправильно. Поэтому я решила не отступать от программы и провела в 8-м классе два отдельных урока о половом воспитании: для девочек и для мальчиков — чтобы настроить их на нужный лад и поделиться актуальной информацией для каждого пола. Конечно, не обошлось без шуточек, но ребята пришли на эти уроки с осознанием того, что это событие и к нему надо отнестись серьезно. То, что восьмиклассники слушали меня внимательно, я поняла позже, когда проводила занятия по анатомии уже со всем классом, и ребята правильно отвечали на мои вопросы. У нас в культуре есть табуированная лексика, связанная с половым актом. И часть этой лексики является нормальными физиологическими терминами, которые мы используем на занятиях.Но смешно только на первом и втором уроках, на третьем дети уже привыкают, что слово «член» — не только повод для шуток, а обозначение конкретного органа. Также на уроках физиологии мне кажется важным не ударяться с детьми в морализаторство. Иногда учителя сводят занятия о строении половой системы к двум вещам: детей просят предохраняться и говорят, что подростковая беременность — это очень плохо. Не поймите меня неправильно: об этом важно и нужно говорить, но не стоит зацикливаться. Почему бы не разобрать подробно роды? Насколько я знаю, на уроках биологии учителя редко рассказывают об этом процессе. Я нашла ролик с хорошей визуализацией, где с помощью снимков компьютерной томографии было показано, как развивается и растет плод, как женщина рожает. И было очень мило, когда те же мальчики, которые еще пару уроков назад смеялись над словом «член», кричали «давай, малыш, ты сможешь», очень переживали за благополучное завершение родов.На удивление ребята отпустили только одну или две шуточки, а потом на меня посыпались вопросы: а почему так произошло? смогут ли оплодотворить яйцеклетку те сперматозоиды, которые поплыли в другую сторону, и другие. Последний раз к теме размножения мы обращаемся в учебнике 10-го класса — проходим деление клетки, гаметогенез, разбираем размножение более подробно, чем в средней школе. Часто подросткам трудно найти ответы на интересующие их вопросы в учебнике, поэтому они также пишут мне на бумажках свои пожелания, а потом я стараюсь осветить эти темы. Ребята из 10-го класса задают вопросы уже более открыто. Им интересно, как появляются близнецы, как получаются дети от разных родителей (когда у одной женщины может одновременно родиться двое малышей от разных мужчин).Как-то я попросила их написать, что бы произошло с человечеством, если бы мы унаследовали от предков другие способы размножения и вынашивания младенцев. Например, если бы женщина могла откладывать яйца и потом должна была высиживать их несколько месяцев. Ребята с удовольствием откликаются на такие задания. Именно они помогают детям раскрепоститься, перестать заминаться и понять: говорить о размножении и сексе — нормально и не стыдно.