Опубликовано 23 ноября 2017, 07:20

Личный опыт: как учитель биологии рассказывает детям о размножении

Педагог — о том, почему тема полового воспитания и взросления не должна быть под запретом в школе. Особенно на уроках биологии.
Личный опыт: как учитель биологии рассказывает детям о размножении

Учителница биологии школы №1 города Козельска Калужской области, участница программы «Учитель для России» Ирма Деркач рассказала, почему она не пролистывает раздел физиологии и анатомии, как это часто делают другие учителя, какие вопросы о размножении интересуют школьников и как объяснить детям, что говорить о сексе не стыдно.

Я работаю по учебно-методическому комплексу Владимира Пасечника — там тема размножения есть уже в 6-м классе. Мы разбираем ее на примере всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных. Обсуждения бывают скользкими и часто вызывают смешки. Но если несколько человек из класса пытаются шутить, я не говорю им: «Фу, это пошло! Как так можно?», просто придерживаюсь нейтрального тона, поправляю их, когда в своих высказываниях они ошибаются с точки зрения биологической терминологии.

Таким образом я показываю, что о размножении и сексуальности можно говорить без стеснения.

Даже в 6-м классе у детей уже есть запрос на обсуждение физиологии разных животных, а не только человека. И честно будет рассказать об этом.

Обычно школьники стесняются задавать какие-то вопросы, тем более учителю. Поэтому, чтобы избежать смущения, я раздаю ребятам листочки и прошу их написать, что именно им было бы интересно узнать от меня. И школьники задают не те вопросы, которые родители или составители учебников боятся услышать. В них нет никакой порнотематики и пошлостей. Они любопытствуют о том, как размножаются черепахи или как жеребятся лошади. Разве в этом есть что-то плохое?

Личный опыт: как учитель биологии рассказывает детям о размножении

В 8-м и 10-м классах школьной программой по биологии предусмотрено уже более серьезное обсуждение вопросов анатомии и физиологии.

Когда я только пришла в школу, я не знала, стоит ли подробно останавливаться с подростками на этих темах и надо ли вообще о них говорить.

Может быть, я должна была, как другие коллеги, сказать: «Ребята, прочитайте такие-то параграфы дома, а потом закрепим ваши знания на контрольной» — и этим ограничиться. Но это было бы неправильно.

Поэтому я решила не отступать от программы и провела в 8-м классе два отдельных урока о половом воспитании: для девочек и для мальчиков — чтобы настроить их на нужный лад и поделиться актуальной информацией для каждого пола. Конечно, не обошлось без шуточек, но ребята пришли на эти уроки с осознанием того, что это событие и к нему надо отнестись серьезно.

То, что восьмиклассники слушали меня внимательно, я поняла позже, когда проводила занятия по анатомии уже со всем классом, и ребята правильно отвечали на мои вопросы.

У нас в культуре есть табуированная лексика, связанная с половым актом. И часть этой лексики является нормальными физиологическими терминами, которые мы используем на занятиях.

И когда ты впервые показываешь на слайд, а там написано слово «член», всем это кажется безумно смешным.

Но смешно только на первом и втором уроках, на третьем дети уже привыкают, что слово «член» — не только повод для шуток, а обозначение конкретного органа.

Также на уроках физиологии мне кажется важным не ударяться с детьми в морализаторство. Иногда учителя сводят занятия о строении половой системы к двум вещам: детей просят предохраняться и говорят, что подростковая беременность — это очень плохо. Не поймите меня неправильно: об этом важно и нужно говорить, но не стоит зацикливаться.

Почему бы не разобрать подробно роды? Насколько я знаю, на уроках биологии учителя редко рассказывают об этом процессе. Я нашла ролик с хорошей визуализацией, где с помощью снимков компьютерной томографии было показано, как развивается и растет плод, как женщина рожает. И было очень мило, когда те же мальчики, которые еще пару уроков назад смеялись над словом «член», кричали «давай, малыш, ты сможешь», очень переживали за благополучное завершение родов.

Также с восьмиклассниками мы смотрели видео про путь сперматозоида к яйцеклетке.

На удивление ребята отпустили только одну или две шуточки, а потом на меня посыпались вопросы: а почему так произошло? смогут ли оплодотворить яйцеклетку те сперматозоиды, которые поплыли в другую сторону, и другие.

Последний раз к теме размножения мы обращаемся в учебнике 10-го класса — проходим деление клетки, гаметогенез, разбираем размножение более подробно, чем в средней школе.

Часто подросткам трудно найти ответы на интересующие их вопросы в учебнике, поэтому они также пишут мне на бумажках свои пожелания, а потом я стараюсь осветить эти темы.

Ребята из 10-го класса задают вопросы уже более открыто. Им интересно, как появляются близнецы, как получаются дети от разных родителей (когда у одной женщины может одновременно родиться двое малышей от разных мужчин).

На дом 10-й класс получает творческие задания на тему размножения.

Как-то я попросила их написать, что бы произошло с человечеством, если бы мы унаследовали от предков другие способы размножения и вынашивания младенцев. Например, если бы женщина могла откладывать яйца и потом должна была высиживать их несколько месяцев. Ребята с удовольствием откликаются на такие задания. Именно они помогают детям раскрепоститься, перестать заминаться и понять: говорить о размножении и сексе — нормально и не стыдно.