Опубликовано 23 октября 2017, 07:30

Как заинтересовать школьника даже самым скучным предметом

Воспользуйтесь тремя простыми приемами от одной из наших читательниц, и ваш ребенок начнет получать удовольствие от учебы.
Как заинтересовать школьника даже самым скучным предметом

Многим родителям знакома ситуация, когда после школы ребенок первым делом спешит к своему компьютеру. Он собирается играть, а уроки подождут (если до них вообще дойдёт очередь). Чтобы очередь все же дошла, нужно совместить игру и учебу. В этой статье расскажу о трех приемах, которые когда-то помогли мне самой учиться с удовольствием.

Пробуждаем «аппетит» к учебе — ищем точки соприкосновения

Пробудить «аппетит» к учебе поможет любимая, близкая, знакомая ребенку тема.

Однажды мне нужно было срочно освежить свои знания в немецком языке. Это касалось разговорной речи и грамматики. Всю работу я организовала вокруг темы «Биатлон». Я люблю биатлон, смотрю гонки, читаю спортивные новости. Я просто стала заниматься своим любимым делом, но на немецком языке. Знакомый контекст творил чудеса. Самые сложные грамматические конструкции, забытые со времен института, теперь вызывали любопытство. В итоге я смогла быстро и легко вспомнить материал.

Мой сосед Сережа, школьник, никак не мог подружиться с географией, и я рассказала ему, как у меня получилось выучить немецкий с помощью биатлона.

Мы выяснили, что Сережа фанат «Формулы-1», и быстро нашли, как связать его интерес с географией.

Таким связующим звеном стали те страны, в которых проходят этапы знаменитых автогонок. Сережа наперечет знал все места их проведения. Поэтому на мой вопрос о том, где пройдет следующий гран-при, он с гордостью назвал десяток стран из календаря «Формулы-1».

Его интерес к этому спорту стал эмоциональным ключиком, который он стал использовать в изучении географии.

Потом я поинтересовалась у него: «А не может ли погода помешать проведению соревнований?» И на этот вопрос ответ был исчерпывающим. Я узнала, что иногда такое случается, но не в Австралии, где планировалась первая гонка сезона. Так мальчик разобрался в теме об атмосферных осадках, особенностях погоды и климата.

У Сережи заблестели глаза. «Аппетит» проснулся. Теперь его надо поддержать. Помочь в этом может разминка мыслительных мускулов.

Как заинтересовать школьника даже самым скучным предметом

Разминаем мыслительные мускулы

В нашей голове всегда полно фактов на любую тему. Только на первый взгляд кажется, что мы ничего не знаем.

Однажды в институте на экзамене по истории я не знала, что говорить по выпавшей мне теме. Я уже приготовилась честно признаться в этом экзаменатору. Но терять было нечего, и я решила немного посидеть и написать на черновике все, что хоть как-то было связано с вопросами в билете. В результате я написала так много, что сама удивилась своим способностям.

Хоть этого было и недостаточно для ответа, но по сравнению с полным незнанием я выдала просто отличный результат. В итоге я ответила настолько уверенно, что умудрилась получить четверку по пятибалльной шкале.

Тогда я действовала по интуиции, но такая практика достаточно известна. Она очень эффективна в качестве разминки для мозга перед изучением чего-то нового.

В течение нескольких минут нужно импровизировать устно или письменно на ту тему, которую предстоит освоить.

Это тренирует умение находить ассоциации, а, значит, осваивать новое будет проще. У человека уходит страх перед темой и ему легче приступать к уроку.

Моему соседу Сереже понравилось такое упражнение. Теперь они со своей мамой играют в «пинг-понг»: по очереди импровизируют на тему, которую Сереже задают выучить.

Например, прежде чем изучать особенности Австралии, Сережина мама вспоминает про фильм «Дикая собака Динго», а мальчик рассказывает, что Австралия ассоциируется у него с кенгуру и страусами. И он надеется прочитать в новой теме и о других редких и необычных животных и птицах, обитающих на этом материке.

Дальше Сережа вспоминает, что зима в Австралии тогда, когда у нас лето, и наоборот.

Это, как и многое другое, он знает благодаря своим любимым автогонкам.

Неожиданно в ходе разминки мальчик вспоминает, что родственники одного из его одноклассников живут в Австралии. Они занимаются фермерским хозяйством: разводят овец, выращивают виноград. Это тоже пробуждает интерес к заданной теме. Разминка прошла успешно.

Теперь можно смело двигаться дальше.

Как заинтересовать школьника даже самым скучным предметом

Используем театральные приемы

Раз уж мы начали импровизировать, поддержать эту игру можно театральными приемами.

Когда я училась в школе, у меня, как и у Сережи, был нелюбимый предмет. Это была история. И вот приближался выпускной экзамен. Учеба не двигалась. В который раз я перечитывала один и тот же абзац и не улавливала смысла. Тогда нам с подругой пришла идея — учить вместе.

Интуиция вновь подсказала очень эффективный способ справиться со сложностями. Мы читали по очереди друг другу текст с разными интонациями: с удивлением, восторгом, любопытством и разными другими. Мы представляли себя то журналистом, готовящим сюжет, то учителем, объясняющим урок.

Все рассказы и чтения сопровождались жестами и движениями вплоть до рисования целых картин событий. Некоторые из них я помню до сих пор.

У нас получился целый драмкружок. Пожалуй, это была самая эффективная подготовка за все время экзаменов.

Аналогично истории мой сосед Сережа теперь учит географию. Он представляет себя комментатором его любимой «Формулы-1», и рассказывает о климате той страны, где проходили гонки, или о тех странах, откуда родом были его любимые гонщики.

В результате Сережа подружился с нелюбимым предметом. Но самое главное — он понял, что учебу и игру можно совмещать. Теперь мальчик знает, как получить удовольствие даже от того, что раньше ему казалось неинтересным.